История библейской критики. II. Библейская критика в эпоху Ренессанса и Нового Времени
Основы современной библейской критики были положены в эпоху Возрождения в связи с возросшим интересом к изучению греческого языка, редактированию и изданию древних источников. Историки смогли показать, что существующие религиозные практики были результатом развития более ранних обычаев, и был поднят вопрос относительно того, была ли нынешняя церковь истинно верна учению ранней церкви. Реформация, популярное и одновременно националистическое движение, взяла эти вопросы и превратила их в принцип, согласно которому Церковь должна возвратиться к единственному авторитету первоначальных ценностей, содержащихся как в еврейском ВЗ и греческом НЗ.
|
10414
6 |
История библейской критики. I. Древний период
Слово "критика" происходит от греческого глагола krinein что означает различать, решать, или судить. Поэтому «библейская критика» - это практика анализа и создания отличительных суждений о библейской литературе - ее происхождении, передаче и истолковании. В этом контексте "у критики" нет никакой отрицательной коннотации, но, как в других областях, критика здесь служит задачам анализа и лучшего понимания текста.
|
9534
1 |
Местоположение горы Арарат
Место, где по библейскому повествованию остановился ковчег после потопа, называется горами Араратскими. Начиная с известного времени, воспоминание это всегда прилагалось к наиболее высокой горе горной цепи Армении, которая, в течение различных переселений, совершавшихся по этой стране, получила в действительности название Арарата уже более, чем за девять веков до христианской эры, хотя эта горная цепь у первых туземных жителей известна была под названием Мазис. Большая часть толкователей св. Писания приняли это воззрение, хотя другие уже в первые века христианства предпочитали следовать данным халдейского предания, рассказанного Берозом, которое относило место выхода Ксисутра к более южной части той же самой цепи, к горам Гордиенским, именно к горам теперешнего Курдистана, к северо-востоку от Ассирии Гора Низир, где по преданию, прочитанному на клинообразных плитах Ниневия, остановился ковчег, в котором спасся патриарх от потопа, составляла южную часть этой горной цепи.
|
19334
7 |
Иррационализм в познании Бога
Некоторый иррационализм в познании Бога вполне приемлем. Более того, он необходим. Ведь все мы знаем, чем закончилась в Эдеме попытка человека получить абсолютное знание. Иррационализм является важной особенностью библейского повествования. Для нас это несколько непривычно, так как мы обладаем не ветхозаветным семитским, иррациональным, психологическим, а греческим, логическим образом мышления. Позвольте немного затронуть этот вопрос, так как он может быть полезен в понимании некоторых характерных вопросов библейского повествования.
|
8612
4 |
Вставка в тексте 1 Ин. 5:7 "Ибо три свидетельствуют на небе..."
Вставка в тексте 1 Ин. 5:7 "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Снятый Дух; и сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле...", известная как Comma Johanneum – это самая известная вставка в НЗ. Впервые пристальное внимание к этой вставке привлекло издание греческого текста Эразма Роттердамского, в котором этот текст не был помещен.
|
13982
2 |
Кто написал Библию?
Чтобы дать на этот вопрос более полный ответ, я разобью его на две части:
1) Кем была создана Библия – Богом или людьми
2) Кто является автором каждой из 66 книг Библии
|
11527
4 |
Как понять текст 1 Тим.4:3-5?
Как Вы видите, сходство описаний практически полное. Маркион считал Бога Творца творцом зла и соответствующим образом воспринимал Его творение, энкратиты развили эту мысль. Чуть позже её довели до абсурда манихеи, оказавшиеся от мяса на том основании, что из мертвого тела животного вышла Божественная субстанция. Автор послания убеждает своего адресата быть готовым к расцвету гностических ересей.
|
6349
0 |
Включительная система исчисления времени на Древнем Востоке
"Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" ( Матфея, 12:40).
Фактически Иисус Христос находился в сердце земли, то есть во гробе: одну ночь с пятницы на субботу (Иоанна,19:14), один день в субботу и еще одну ночь с субботы на воскресенье. В воскресенье задолго до восхода солнца (Иоанна, 20:1; Лука, 24:1; Матфея, 28:1 ) Иисус Христос воскрес. Итак, во гробе Он пробыл не три дня и три ночи, а всего один день и две ночи
|
9437
0 |
Проявления дара языков в Коринфской церкви
В общине в это время шла борьба небольших кружков последователей различных служителей – Павла, Апполоса, Петра. Естественно, каждый хотел стать лидером, каждый желал приобрести авторитет, подобный авторитету апостолов, на которых сошел Дух Святой в Пятидесятницу. Поэтому они пытались повторить события сошествия Духа в Иерусалиме, отдаваясь во власть своего разыгравшегося воображения (либо попросту обманываю общину). Конечно же, никаких настоящих языков они не знали, поэтому бормотали что-то непонятное, выдавая это за «иные языки». Естественно, реального дара языков у них не было – он им просто не был нужен, так как о проповеди в далеких краях речи здесь даже не шло.
|
7046
3 |
Что в книге Иова является центральной темой, а что - лишь служит её раскрытию
При чтении книги Иова нужно избегать собственных оценок описываемых в ней событий. Мы, обладая греческим, логическим складом ума, привыкли деятельно воспринимать прочитанное, ставя себя на место героя; привыкли думать о том, как бы мы сами повели себя на месте персонажей книги. Но в случае с книгой Иова такую практику нужно отставить в сторону. Происходящее в книге происходит не с нами, а с библейским Иовом. По ряду причин мы можем с уверенностью сказать, что подобного тяжелого жизненного опыта у нас точно не будет.
|
10265
3 |
Какие обещания Иисус дал своим ученикам?
Говоря об учениках Иисуса, важно отметить, что ученики составляли лишь часть слушателей Иисуса. Обычно приходится говорить о учениках и толпе. Толпа окружала Иисуса, слушала Его речи, с восторгом встречала чудеса и благодеяния, творимые нашим Господом, гневалась и отвращалась от Иисуса, когда видела то, что не соответствовало её желаниям. Люди в толпе приходили и уходили, а ученики оставались постоянно.
|
9684
1 |
Существует ли Евангелие от Иисуса Христа?
Однако, мы все же можем допустить теоретическую возможность того, что Иисус мог взяться за перо. Хотя в древнем мире автобиографии не были распространены, отдельные примеры их все же имелись – взять хотя бы творения Иосифа Флавия...
|
9738
0 |
Буквальное понимание книги Песни Песней
По всей видимости, в основу книги лег следующий сюжет: Царь Соломон хотел взять в свой гарем приглянувшуюся ему девушку, но она осталась верной своему возлюбленному – простому пастуху и не согласилась оставить свою любовь ради роскошной жизни царского двора. На сегодняшний день более популярна трактовка сюжета книги, которую, в частности, передал Куприн в своем рассказе «Суламита», но я сам придерживаюсь той версии, о которой сказал выше.
|
15779
10 |
Канон Муратори
Канон Муратори – весьма интересный древний документ, содержащий самый ранний список священных писаний христианства. Создан он был не позднее конца второго века. К сожалению, мы имеем его лишь в достаточно небрежно написанной средневековой рукописи. По всей видимости, эта рукопись представляла собой нечто вроде блокнота, куда его владелец записывал различные интересные для него тексты.
|
6501
1 |
Роль погребальных формулировок и упоминаний мест погребения в Книгах Царств
Завершающие формулировки по смерти царя касались его последних дней, места погребения, и обычно следовавшего за ним имени приемника – но только когда царь мирно умирал на своем ложе. Когда же царь был убит, умирал иной насильственной смертью или же, будучи смещен, умирал в изгнании, формулировка «почил с отцами» отсутствовала. Основной посмертной формулировкой для царей Иудейского царства от Давида до Ахаза было что-то вроде «и почил … с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился …, сын его, вместо него». Формулы для трех царей, которые были убиты при восстаниях (Охозия, Иоас и Амасия) похожи, если не принимать во внимание отсутствие элемента мирной смерти.
|
4581
0 |