просмотров: 6349 | Библеистика
«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.» (1Тим.4:1-5)
В этом фрагменте автор 1-го послания Тимофею обличает ересь энкратитов. Вот что пишет об этой ереси Ириней Лионский:
«…так называемые воздержные (энкратиты), происшедшие от Сатурнина и Маркиона, проповедовали безбрачие, отвергая изначальное создание Божие и косвенно порицая Того, Который сотворил мужеский пол и женский для рождения людей; и ввели воздержание от употребления животных, делаясь неблагодарными к сотворившему все Богу.» (Против Ересей. I. 28)
Как Вы видите, сходство описаний практически полное. Маркион считал Бога Творца творцом зла и соответствующим образом воспринимал Его творение, энкратиты развили эту мысль. Чуть позже её довели до абсурда манихеи, оказавшиеся от мяса на том основании, что из мертвого тела животного вышла Божественная субстанция.
Итак, автор послания убеждает своего адресата быть готовым к расцвету гностических ересей. К тому же, послание содержит и богатый материал для опровержения маркионовой ереси, вплоть до того, что в 1Тим.6:20 многие даже видят название маркионовой книги (прекословия, по греч. «Антитезы» - именно так называлась книга Маркиона, где он изложил основные положения своего учения).
Обличения автора послания адресованы последователям ересей, с которыми приходилось бороться ранней церкви.