Богословие и жизнь


Регистрация
ФОРУМ | ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ | ГЕНЕРАТОР ПРОПОВЕДЕЙ

просмотров: 4581 | Библеистика

Напечатать

Роль погребальных формулировок и упоминаний мест погребения в Книгах Царств


Завершающие формулировки по смерти царя касались его последних дней, места погребения, и обычно следовавшего за ним имени приемника – но только когда царь мирно умирал на своем ложе. Когда же царь был убит, умирал иной насильственной смертью или же, будучи смещен, умирал в изгнании, формулировка «почил с отцами» отсутствовала. Основной посмертной формулировкой для царей Иудейского царства от Давида до Ахаза было что-то вроде «и почил … с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился …, сын его, вместо него». Формулы для трех царей, которые были убиты при восстаниях (Охозия, Иоас и Амасия) похожи, если не принимать во внимание отсутствие элемента мирной смерти.

Посмертные формулировки стали меняться, начиная со времен Езекии. Слова «(погребен) с отцами в городе Давидовом» исчезают. Поразительное упущение места погребения впервые появляется именно в случае с Езекией:

«И почил Езекия с отцами своими, и воцарился Манассия, сын его, вместо него.» (4Цар.20:21)

 Манассия был: «погребен в саду при доме его, в саду Уззы.» (4Цар.21:18), его сын Амон был погребен «в гробнице его, в саду Уззы.» (4Цар.21:26). Место погребения Иосии не упомянуто, и только заявлено, что его рабы «похоронили его в гробнице его» 4Цар.23:30). Иоахаз, Иоаким и Седекия которые были уведены в плен, умерли и были погребены в изгнании, не получили посмертных формулировок, однако нужно принять во внимание, что Иоаким все же имел формулировку как у царя, умершего в мире, но с отсутствием упоминания места погребения: «И почил Иоаким с отцами своими, и воцарился Иехония, сын его, вместо него.» (4Цар.24:6) В LXX это место имеет добавок «погребен в саду Уззы с отцами своими». Некоторые ученые предложили, что этот добавок присутствовал первоначально и был опущен из-за homoioteleuton, в то время как другие доказывают, что LXX версия (и LXX к 2 Пар 36,8) вторична и была добавлена, чтобы избежать взаимосвязи с Иер. 22:19 и 36:30. Как отмечено, формула « (был погребен) с отцами своими», исчезает после царствования Ахаза, поэтому его внезапное появление в посмертной формулировке Иоакима маловероятно. Кроме того, Иоаким умер в течение осады Иерусалима и не мог быть захоронен в саду Уззы, вне стены города. Таким образом, в LXX версии мы имеем очевидное последующее дополнение к тексту.

Provan и Halpern – Vanderhooft на основании сравнения вводных и завершаюших формулировок в описаниях царствований Езекии и его приемников, пришли к выводу, что первая редакция книги Царств оканчивалась именно на его правлении. Однако, эти изменения легко могут быть объяснены как результат кратковременности промежутка, отделяющего события от времени, когда они были записаны. Автор книги Царств (Dtr1) написал свою редакцию во времена Иосии, а его приемник (Dtr2) отредактировал и дополнил его версию в Вавилонии. Эти авторы работали вскоре после событий, ими описанных, и не зависели от письменных источников. По этой причине они были способны указать детали - место рождения и имя отца всех матерях царей от Амона до Седекии. Для более ранних королей, автор Dtr1 зависел от письменных источников, и его работа была ограничена информаций, которую он был способен оттуда извлечь. Поэтому детали о матерях королей даются несистематически. Этот автор также имел только общие сведения о месте погребения большинства королей Иудейского царства, и проявил это в использовании установленной формулы «и погребен с отцами своими в городе Давидовом». С перемещением места погребения к новому участку (сад Уззы), он опустил посмертную формулу, которая больше не подходила к новым правителям, которые не были захоронены ни с их предками, ни в Городе Давида. Таким образом, упущение посмертной формулы от Еезекии отражает факт похорон в новом участке, и не должно быть принято как свидетельство нового авторства. Мы можем заключить, что вводные и заключительные формулировки царствований царей Иудейского царства объясняются на основе письменных источников, доступных авторам и их знакомству с фактами последнего монархического периода, и никоим образом не указывают на раннее написание Книги Царств.

Это все еще оставляет нам проблему упущения места погребения Еезекии - проблемой которая, как предложено ниже, могла бы быть решена, если принять во внимание цели автора Книги Царств.

Место погребения царей Иудеи.

Вопрос о местонахождении захоронений царей Иудейского царства спорен. Некоторые ученые предложили, что они располагались в юго-восточной стороне Города Давидова, где Weill обнаружил некоторые сооружения, высеченные из скалы, которые были серьезно повреждены римскими карьерными работами. Krauss предложил, что некоторые иудейские цари были захоронены под храмом. Yeivin искал могилы в пределах городских стен, к востоку от потока Геона. Kloner предложил, что некоторые последние цари Иудеи были захоронены в St. Etienne, к северу от Города Давидова. Другие ученые отказывались предлагать точное местоположение. Можно согласиться с мнением, что не впечатляющий план и недостаточная обработка в выполнении сооружений, обнаруженных Weill, в сравненнии с качеством могил, обнаруженных в Силванском кладбище Иерусалима указывают, что они не могут быть идентифицированы как могилы царей Иудейского царства.

Чтобы пролить свет на вопрос о возможном местоположении царских могил, мы должны обратить наше внимание на соседним ближневосточные царства того периода. Недавно Фрэнклин привлек внимание к двум грубо высеченными могилами, раскопанным

экспедицией Гарварда в Самарии. Они расположены под смежными комнатами дворца периода Первого Храма. Она предложила, что захоронения могут принадлежать Амфрию и Ахаву (или одного из его наследников).

В южной части Старого Дворца в Асуре были открыты шесть подземных погребений. Найденные в них саркофаги из базальта или известняка, принадлежат, согласно обнаруженным на них надписям Асур-бел-Кала (1074-1057 до х.э.), Ашурнасирпалу (883-859 до х.э) и Шамши-Ададу V (823-810 до х.э). Сеннахериб тоже был погребен в Асуре, о чем можно судить по двум найденным в этом городе надписям. Weidner утверждал, что когда Ашурбанипал был наследным принцем, он построил мавзолей для своего погребения в Асуре. Жена Ассаргадона была также погребена в Асуре, предположительно там же, где и цари Ассирии. Наконец, в так называемом тексте «Грех Саргона», Сеннахериб вопрошал богов, почему его отец Саргон убитый во вражеской стране не был похоронен в своем доме. Таким образом, очевидно, что цари Ассирии погребались в своем «доме», вероятно, в городе Асуре – древней столице Ассирии. Четыре царских захоронения были найдены в пределах границ Северного Дворца в Калахе. Согласно надписям на них, эти захоронения являются местом погребения цариц Ассирии, погребенных вместе с остальными членами царского двора. Цари Третьей Династии в Уре (конец третьего тысячелетия до х.э.) были, вероятно, погребены в дворце и «Мавзолей», раскопанный Woolley был, по-видимому, культовым дворцом для умерших царей. В Угарите, Виблосе, Мегиддо также найдены царские захоронения, расположенный в дворцовых комплексах.

Описания смерти царей от случая к случаю находят в ряде клинописных документов, но места погребения никогда не упоминаются. Исключение составляет Вавилонская хроника (называемая «Династической хроникой») в которой обозначены места погребения шести вавилонских царей конца одиннадцатого – начала десятого веков до х.э. Пять из них были похоронены в дворцах Саргона или Ка-Мардука, шесть – в болотах Бит-Хашмара, на их родине, как представляется, в недостойном для погребения царя месте.

Из перечисленного выше становится ясно, что практика погребения царей в их «домах», то есть их дворцах, задуманных как места жизни и отдыха как в земной так и загробной жизни, была широко распространена на всем Ближнем Востоке. Это подтверждает предположение, что цари Дома Давидова были погребены так же в царских дворцах. Как замечено выше, последние цари Иудеи были погребены в новом месте (в саду Уззы), местоположение которого неясно.

«Ворота Источника чинил Шаллум, сын Колхозея, начальник округа Мицфы: он построил их, и покрыл их, и вставил двери их, замки их и засовы их, - [он же чинил] стену у водоема Селах против царского сада и до ступеней, спускающихся из города Давидова. За ним чинил Неемия, сын Азбука, начальник полуокруга Бефцурского, до гробниц Давидовых и до выкопанного пруда и до дома храбрых.

Согласно Неем.3:15,16 фрагмент городской стены, включавшей в себя Ворота Источника и «стену у водоема Селах против царского сада» был следующим за сегментом, который простирался «до гробниц Давидовых». Ворота Источника и Царский водоем также появляются в описании поездки Неемии вокруг разрушенной городской стены Иерусалима:

«И подъехал я к воротам Источника и к царскому водоему, но [там] не было места пройти животному, которое было подо мною, - и я поднялся назад по лощине ночью и осматривал стену, и проехав [опять] воротами Долины, возвратился.» (Неем.2:14,15)

Все исследователи сходятся во мнении, что оба сегмента восстановленной стены упоминающиеся в Неем.3:15,16 располагались у юго-восточного конца города.

Царский сад упоминается в 4Цар.25:4 и Иер.52:7. Weill предположил, что он находился на склонах долины Кедрона на юго-восточной части Города Давидова, и снабжался водой из Канала II, а позднее, из Канала IV. В своем обсуждении вопроса о Силоамском водопроводе Ussishkin предположил, что Езекия, в подражание царям Ассирии, разбил царский парк у стен Города Давидова, и вода из Силоамского водопровода использовалась для полива сада, лежащего вне города у юго-восточной оконечности Города Давидова. Сад Уззы, который в 4Цар.21:18 назван «садом при доме его» очевидно и есть Царский сад, о котором говорится в 4Цар.25:4, Иер.52:7 и Неем.3:15. Следовательно, упоминание в Неем.3:16 гробниц Давидовых, относится к гробницам последних царей Иудеи, погребенных в саду Уззы. Подобно другим древним ближневосточным царям, цари Иудеи строили более одного дворца, и можно предположить, что царская резиденция была построена возле вновь посаженного царского парка (см. Иер.22:13,14). «Сад при доме» Манассии вероятно относится именно к этой резиденции (сравните 3Цар.21:1,2).

Расположение сада вне стен Иерусалима объясняет различие в формулировках, относящихся к царям, предшествовавшим Езекии, которые все были погребены в «в городе Давидовом», и к царям Иудее после Езекии, в посмертных формулировках которых город Давидов не упоминается.

Слова Иезекииля о близости мест погребения царей Иудеи к храму также играет важную роль в ряде научных дискуссий:

«и сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки; и дом Израилев не будет более осквернять святаго имени Моего, ни они, ни цари их, блужением своим и трупами царей своих на высотах их. Они ставили порог свой у порога Моего и вереи дверей своих подле Моих верей, так что одна стена [была] между Мною и ими, и оскверняли святое имя Мое мерзостями своими, какие делали, и за то Я погубил их во гневе Моем. А теперь они удалят от Меня блужение свое и трупы царей своих, и Я буду жить среди них во веки.» (Иез.43:7-9)

Иезекииль родился в священническом роде и его слова свидетельствуют о том, что священники, служившие в храме, отрицательно относились к близости дворца – места проживания и погребения царей Иудеи, к храму, отделенному от него лишь стеной (см. 3 Цар. 14: 27-28, 4 Цар. 11: 19). Мотивами для критики послужил образ жизни двора и ритуальная нечистота, сопряженная с захоронениями царской династии во дворце. Законы чистоты сформулированные в Библии (Чис.19:14-19) были достаточно поздними и неподлежащими обсуждению, но слова Иезекииля отражают позицию священства Первого Храма позднего периода по отношению к практике погребения во дворце.

Стоит отметить, что 130 погребений, найденный на окраине Иерусалима и датированные периодом с восьмого по начало шестого века до х.э. располагались вне города и их расположение точно повторяло внешние границы его стен. Расположение захоронений вне города можно обосновать необходимостью в поиске новых мест для вырубки или выкапывания новых могил, но можно также объяснить и ритуальной нечистотой, исходящей от могил. Если принять эту точку зрения, то нахождение и царских могил в пределах города исключено.

Jeremias предположил, что слова Иезекииля относятся к саду Уззы, где Манассия и Амон были похоронены, и сад может быть найден в царском акрополе, между дворцом и Храмом. По его мнению, могилы ранних царей Иудеи лежат в юго-восточной части Города Давидова, там, где Weill нашел вырубленные полости упомянутые выше. Однако, их расположение, скорее всего, прямо противоположено выдвинутой им точке зрения. До времен Езекии цари Дома Давидова погребались во дворце или возле него, в соответствии с практикой, обычной для многих древних ближневосточных царств. После Езекии место погребения было перенесено на новый участок вне стен Иерусалима, и Езекия стал первым их тех, кто там был похоронен. Но все же могилы ранних королей Иудейского царства остались в дворце, и слова Иезекииля повторяют критику священников по отношению к нечистоте, которую «трупы царей их» приносят в храм YHWH.

Упущение места погребения в случае с Езекией (4 Цар. 20:21) можно теперь удовлетворительно объясняться. Посмертная формулировка ранних Иудейских царей («и почил … с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе Давидовом.») которая связывала непрерывность династии с местом погребения, не соответствовала похоронам в новом участке. Езекия был изображен в книге Царств особенно благоприятно, с использованием превосходной степени: «и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него». (4Цар.18:5). Представление его, как царя, который не был погребен со своими предками, могло бы испортить это положительное описание. По этой причине, автор сократил его погребальную формулировку и приписал перемещение места погребения на новый участок (сад Уззы) Манассии, наигрешнейшему из всех царей Иудеи. Расположение нового участка захоронений вне стен Иерусалима также объясняет отсутствие привычной формулы в описании Иоакима. Этот правитель умер во время осады Иерусалима вавилонянами и не мог быть похоронен со своими предками вне стен Иерусалима. Он, должно быть, был захоронен где-нибудь в пределах города. LXX версия 4 Цар. 24:6 появилась в поздней стадии передачи в результате стремление гармонизировать текст книги Царств с пророчествами Иеремии (22,19; 36,30). Автор последней част книги Царств Dtr2, живший в Вавилонском плену, зная, вероятно, о том, что Иоаким не был похоронен с его предками в саду Уззы, и ввиду неизвестности, окутывающей вопрос о его погребении, решил опустить место погребения из посмертной формулировки.

*
* *

Итак, можно заключить, что в 10-8 веках до х.э. цари Иудеи погребались во дворце, и Езекия переместил место погребения на новый участок вне стен Иерусалима. Погребение в пределах городских стен представляло собой исключительный случай, и давление храмового священства, считавшего, что близость дворца к храму оскверняет последний, вполне могло повлиять на решение Езекии. Если такое заключение является приемлемым, то оно проливает новый свет на религиозную политику Езекии. Согласно Книге Царств, Езекия произвел религиозную реформу, подобную которой позже провел и Иосия (4 Цар. 18:4-22). При обсуждении принятия далеко идущих реформ, произведенных Езекией, можно заключить, что две предпосылки к выполнению Езекией реформ являются девтерномическими, и приписывания Езекии реформ, подобных реформе Иосии, является сомнительным, а упоминание удаления Медного Змея является подлинным элементом текста 4 Цар. 18:4-22. Предпринятый Езекией перенос места погребения царей за пределы города, сопряженный с удалением Медного Змея из Храма, вероятно, также был произведен под слиянием священнических кругов. Это также соответствует изображению Езекии, как царя, который положился на свою веру в YHWH перед лицом Ассирийской компании и серьезной угрозы существованию его страны в 4 Цар. 18-19. Рост священнического влияния мог также вызвать постепенное формирования их учения, существовавшего долгое время в устной форме и записанное только в период вавилонского плена. Но исследование этой проблемы выходит за рамки поднятой нами темы.

(Данный материал взять из исследования «Death Formulae and the Burial Place of the Kings of the House of David» выполненного Nadav Na'Aman)


18 февраля 2009


Другие новости по теме:

  • Почему первые христианские богослужения проходили в катакомбах?
  • Смерть еретика Ария
  • Убийства пророков во времена Ветхого Завета
  • Включительная система исчисления времени на Древнем Востоке
  • Первое христианское государство
  • «Новейшие Библейские Археологические Открытия» – как обманывают доверчивых
  • Отношение к христианам во времена написания 1-го Тим.
  • Предсказания Ветхого Завета об Иисусе Христе
  • Утраченные священные книги древности.

  • Комментарии



    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Имя:*
    E-Mail:
     
    Вопрос:
    Инструмент, которым забивают гвозди?
    Ответ:*
    Введите код: *




    Адвентисты седьмого дня
    Христианские новости
    Библеистика
    История церкви и христианства
    Церковная жизнь
    Проповеди
    Блог
    Публикации друзей нашего сайта

    Если Вы хотели бы сообщить об ошибке в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Remote_NewsBlock loading...


    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru