просмотров: 13982 | Библеистика
Вставка в тексте 1 Ин. 5:7 "Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Снятый Дух; и сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле...", известная как Comma Johanneum – это самая известная вставка в НЗ. Впервые пристальное внимание к этой вставке привлекло издание греческого текста Эразма Роттердамского, в котором этот текст не был помещен.
Большинством исследователей эта вставка датируется 8 веком. Впервые сама эта фраза, скорее всего родившаяся как аллегорическое истолкование соседних текстов, появилась в 4 веке в трактате Liber apologeticus (гл. 4), написанным либо еретиком Присциллианом, либо его последователем испанским епископом Инстантием. Что представляла собой ересь Присциллиана, сейчас сказать сложно, но можно предположить, что она отличалась от ортодоксального учения лишь незначительно. Присциллиан вошел в историю тем, что был первым человеком, казненным за отклонения от церковной ортодоксии. С казни Присциллиана берет свое начало то, что позже стало инквизицией.
Однако я отвлекся. Хотя в латинской форме этот текст известен еще в 4 веке, в греческий тексты он попал лишь в средневековье. Да и то, во ряде текстов он выделен как примечание. Когда Эразма Роттердамского спросили о причинах удаления Comma Johanneum, он сказал, что вернет это текст в свое издание, если ему представят достаточно авторитетную рукопись, где бы этот текст имелся. Ему была представлена некая рукопись, которая, впрочем, никак не могла опровергнуть позицию Эразма, но он решил не продолжать спор дальше и включил в свое критическое издание этот поздний текст.
Рукопись, предложенная Эразму, датируется началом 16 века. В рукописях до 8 века этот текст отсутствует.