просмотров: 11527 | Библеистика
Чтобы дать на этот вопрос более полный ответ, я разобью его на две части.
1) Кем была создана Библия – Богом или людьми
2) Кто является автором каждой из 66 книг Библии
Когда заходит разговор о том, что есть Библия – Слово Божие или слово человеческое, мне нравится позиция тех, кто проводит здесь аналогию с Халкидонским догматом. Напомню, что на IV Вселенском соборе в Халкидоне было осуждено учение (ересь) монофизитов, отрицающих человеческую природу Христа. По их мнению, Божественная природа во Христе преобладала, а человеческая была ею поглощена. Однако уже на следующем соборе монофизитству был сделан ряд уступок, и монофизитскими до сих пор остаются Армянская и ряд древних ближневосточных церквей. По аналогии с Халкидонским догматом - так же, как и Христос – Слово Божие (Иоан.1:1; Откр.19:13) имеет две природы – Божественную и человеческую, так и Слово Божие – Библия имеет как человеческое, так и Божественное происхождение.
Однако, в таком объяснении больше лирики, чем научной объективности. Вопрос это очень сложный и, что особенно важно, касается самых сокровенных уголков веры человека. В целом же, по данному вопросу существует две противоположные точки зрения – фундаменталистская и модернистская.
Фундаменталисты считают, что Библия есть чистое Божье слово, в котором не может быть погрешностей, противоречий, ошибок и человеческих представлений. В принципе, с точки зрения личной веры человека это правильно. К тому же, в России консервативный фундаментализм является своего рода реакцией на всесильную в прошлом атеистическую пропаганду, когда противоречия в Библии, мнимые и реальные, выдвигались как доказательства ошибочности убеждений верующих людей. Но фундаменталисты серьезно привязаны к традициям толкования Библии, идущим от раввинистического иудаизма и Отцов Церкви. Эта убежденность не имеет четких библейских оснований и основывается, скорее на Священном Предании, чем на Писании. В данном случае традиция Церкви главенствует над непредвзятой экзегезой.
Крайними формами излишне ревностной позиции фундаменталистов является вербализм и «мононфизитский» подход. Вербализм представляет процесс создания библейских книг как запись людьми текста под диктовку Бога. Второй подход был иронично назван «монофизитским» (самим монофизитам он не принадлежит) из-за полного отрицания его последователями человеческого участия в создании библейских книг.
Другой крайностью является модернизм – практически полное отрицание участия Бога в создании библейских книг. Модернизм не лишен определенной логики – религиозный опыт людей, являющихся духовными авторитетами, в любом случае нашел в их книгах свое отражение и даже независимо от догмата богодуховненности представляет большую ценность. Но все же модернизм нельзя не упрекнуть и в том, что вера в участие Бога в написании столь привычной для всех вещи, как Библия, многим его сторонникам кажется просто старомодной. Тем более, в эпоху, когда человеческим разумом созданы такие чудеса как радиоприемник и телеграф.
Теперь поговорим о том, кто считается авторами книг Библии. Все мы обладаем западным (античным, философским, логическим) складом ума и соответствующим способом мышления. Для нас важнее КТО, а не ЗАЧЕМ написал данный текст.
Поэтому в наших изданиях Библии везде стоят наименования книг, вроде «Евангелие от Матфея», «Евангелие от Иоанна», «Послание ап. Павла к Евреям», хотя эти книги анонимны и вопрос об их авторстве далеко не однозначен. Впрочем, желание придать анонимным книгам Библии солидную атрибуцию появилось совсем не в наше время, а гораздо раньше – когда христианство вышло за пределы иудейского ареала, и эллинистическое влияние стало превалировать над ближневосточным.
Авторы же Библии обладали именно ближневосточным мышлением и поэтому свои творения не подписывали. Любой полезный в религиозном плане текст считался исходящим от Бога, и автором, фактически, признавался Сам Бог. Поэтому авторы многих древних книг (в том числе и библейских) свои творения, во-первых, оставляли анонимными, а во-вторых, могли произвести вольную компиляцию трудов своих предшественников и даже списать у них добрую половину текста. Понятий об авторском праве в те времена вообще не существовало, и автора цитат указывали только тогда, когда целью произведения была резкая критика в его адрес.
Вопрос авторства библейских книг – это очень сложный вопрос. Сложен он, главным образом, тем, что необходимо приводить очень серьезную аргументацию в пользу того или иного авторства. Поэтому о каждой книге следует говорить отдельно.
Комлев Алексей