просмотров: 9437 | Библеистика
В Писании сказано: "Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" ( Матфея, 12:40).
Как считают атеисты: «Фактически Иисус Христос находился в сердце земли, то есть во гробе: одну ночь с пятницы на субботу (Иоанна,19:14), один день в субботу и еще одну ночь с субботы на воскресенье. В воскресенье задолго до восхода солнца (Иоанна, 20:1; Лука, 24:1; Матфея, 28:1 ) Иисус Христос воскрес. Итак, во гробе Он пробыл не три дня и три ночи, а всего один день и две ночи.»
Тем, кто акцентирует внимание на этом кажущемся противоречии, следовало бы обратить внимание на то, что даже самые рьяные противники Христа отнеслись очень серьезно к Его словам и совсем уж не склонны были видеть в них противоречие – ведь фарисеи просили Пилата поставить стражу у гроба Иосифа Арамафейского как раз накануне воскресения. Несоответствие же в длине временных периодов объясняется очень просто - в древности на Ближнем Востоке использовалась включительная система исчисления времени, отличная от привычной нам с вами. Что она из себя представляла ?
Для всех, и для нас и для древних, характерно называть словом «день» и светлую часть суток, и сутки целиком. Но для людей древности было характерно употреблять особую форму для наименования календарного дня - «день и ночь». Для обозначения такого «дня-ночи» в греческом языке даже имелось особое слово - nychthemeron. Пример его применения можно найти здесь:
«…три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской];»(2Кор.11:25)
Как вы поняли, особенностью такого исчисления было то, что для обозначения хотя бы одного прошедшего часа дня можно было спокойно сказать «прошел ночь и день».
Как же обстояло дело с применением данной системы в древнем Израиле и где еще, кроме Евангельского текста, используется такая система?
Самый первый пример мы находим в книге Бытие, где говорится о дне как о «вечере и утре». Особенно явно включительная система видна в исторических хрониках, где отрезок времени царствования какого-либо из царей округляется до целого числа лет (естественно, включительная система исчисления касается не только суток, но и лет). Внимательно прочтите следующие тексты, и вы увидите, как израильтяне использовали включительную систему. В нашем понимании, через три года после 4-го года Изекии и 7-го Осии должен был наступить 7-й год Изекии и 10-й год Осии. Здесь же мы встречаемся с принципиально иным подходом:
«В четвертый год царя Езекии, то есть в седьмой год Осии, сына Илы, царя Израильского, пошел Салманассар, царь Ассирийский, на Самарию, и осадил ее, и взял ее через три года; в шестой год Езекии, то есть в девятый год Осии, царя Израильского, взята Самария.»
(4Цар.18:9,10)
Летописец, говоря о прошествии трех лет, включил в их число 4, 5 и 6 года.
Из-за подобного подхода к исчислению имеется некоторая неясность в точном определении некоторых важных моментов, например, точного возраста Земли.
Давайте рассмотрим еще ряд примеров:
Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. (Быт.7:6)
В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; (Быт.7:11)
Потоп наступил на шеститсотый год от жизни Ноя, следовательно, в привычном нам исчислении ему было 599 лет ( ведь если ребенок прожил несколько месяцев, мы еще не говорим, что ему исполнился один год). Библия говорит, что Ною было 600 лет.
Та же ситуация и с днем обрезания:
«Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола…» (Быт.17:12)
«…в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его» (Лев.12:3)
«По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.» (Лук.2:21)
А теперь давайте рассмотрим примеры, более близкие к нашему, где говорится именно о трех днях:
«И отдал их под стражу на три дня. И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога: если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших;» (Быт.42:17-19)
«И сказал он им: пойдите и чрез три дня опять придите ко мне. И пошел народ.
…
Иеровоам и весь народ пришли к Ровоаму на третий день, как приказал царь, сказав: придите ко мне на третий день.» (3Цар.12:5,12)
Если бы нам было предложено прийти через три дня, то мы бы прождали эти дни и пришли на четвертый. Еврей же пришли на третий день.
Так и Христос, сказав, что он пробудет в «сердце земли» три дня и три ночи, воскрес не через 72 часа, а на третий день. Соответствие данного исчисления времени исчислению, имевшемуся в книге Ионы, на основе сравнения с событиями которой Христос изрек пророчество о времени своего воскресения, подтверждает и апостол Павел:
«Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию…» (1Кор.15:3,4)