просмотров: 8612 | Библеистика
Некоторый иррационализм в познании Бога вполне приемлем. Более того, он необходим. Ведь все мы знаем, чем закончилась в Эдеме попытка человека получить абсолютное знание. Иррационализм является важной особенностью библейского повествования. Для нас это несколько непривычно, так как мы обладаем не ветхозаветным семитским, иррациональным, психологическим, а греческим, логическим образом мышления. Позвольте немного затронуть этот вопрос, так как он может быть полезен в понимании некоторых характерных вопросов библейского повествования.
Различия между античной греческой и ветхозаветной системами мышления довольно велики. Познание мира греческий философ осуществлял путем созерцания жизни извне, понятийно-логического ей осмысления (вспомните из институтского курса философии, как любили греческие философы рассуждать на тему придуманных ими же категорий!). Библейский же мудрец не стоит НАД жизнью, а активно участвует в ней, находясь в самом центре действительности. Философ сам приходит к пониманию истины ( точнее говоря, он только думает, что приходит…), а ветхозаветному пророку истина открывается свыше. Причем, откровения Божии представляются в особых, понятийно невыразимых истинах – таких, например, как «свет» и «слава». Тот, кто видел славу Всевышнего, получал знание и о Его природе, которое, правда, он вряд ли смог бы как-то выразить.
Категориальный аппарат античных греков (традицию которых восприняла современность) и людей Ветхого Завета также различен. Греки мыслили пространственными категориями, библейские народы – временными. Что это значит? Грек существовал в конкретной точке космоса, человек Библии – в конкретной точке потока событий. Космос греков неизменен, поток же событий – динамичен. Поэтому грек живет настоящим, прошлое для него быстро становится мифом. Многие ли из нас помнят, как звали его прапрадедушку? Библейские же люди бережно хранили свою родословную.
Поэтому с понимание вечности Бога у людей Ветхого Завета не было проблем.
Разное у греков и людей Библии понятие об эстетике (понимание прекрасного). Греческая эстетика предусматривает пластичность. Для грека главное - видеть, поэтому в античности такое развитие получила скульптура и архитектура. У людей Ветхого Завета получили развитие музыка и поэзия, для них важнее слышать, чем видеть. Евреи прославляли Бога пением и музыкой, греки возводили своим богам храмы и ставили статуи.
Для ближневосточных народов важна была функциональность, прекрасной считалась вещь тогда, когда она соответствовала своему назначению. Если греки разделяли понятия «форма» и «содержание», то в Ветхом Завете вообще не было такого понятия, как «форма», в которой должно было иметься какое-то содержание. Древний еврей воспринимал все целостно, будь то человек или предмет.
Поэтому в Библии вы не найдете описания внешнего вида персонажей, детального описания скинии, а тем более – портрета Бога. Скиния, например, описывается не по принципу «Как это выглядит?», а «Как это сделано и для чего предназначено?» И когда дается описание строительства Храма, постоянно употребляется зачин «И сделал…»
Ветхозаветное мышление имело главную характерную черту – динамику изображения. Оно строилось само в сознании человека, поэтому главное в ветхозаветных текстах – ВПЕЧАТЛЕНИЕ, а не детальное описание. А значит, познавая Бога, вы будете основываться на впечатлениях от прочитанного, а не на неком визуальном представлении. Эта мысль и является ключевой в познании Бога, постигнуть Которого до конца ни у кого их нас не получится. Во всяком случае, сейчас, а не в вечности:
«Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.»(Еккл.3:11)
Ранняя церковь не знала, как выглядел Иисус, и изображала его в виде молодого римского юноши – доброго пастыря с овечкой на руках. Но отсутствие правильного знания о внешности Иисуса не мешало первым христианам искренне и горячо любить Спасителя.
Информация roll up стенды на сайте.