Богословие и жизнь


Регистрация
ФОРУМ | ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ | ГЕНЕРАТОР ПРОПОВЕДЕЙ

просмотров: 7168 | Библеистика

Напечатать

Литературные жанры Нового Завета


В Писаниях Нового Завета используется широкий спектр литературных жанров. Каждый знает, что в каноне НЗ присутствуют писания жанров евангелия, деяния, послания и апокалипсиса. Но и в самих этих писаниях сочетается еще целый ряд других литературных жанров. Этот момент важно учитывать, так как каждый жанр предусматривает свои принципы толкования. Например, подход к притче не предусматривает наличия в ней исторической точности или буквального отражения передаваемой действительности.

Ллитературные жанры Библии в большинстве своем не выходят за рамки набора жанров ближневосточной и античной культур, поэтому параллели с культурным окружением в данном случае вполне допустимы.

Давайте рассмотрим основные литературные жанры НЗ подробнее:

Агада – сказание, повествование поучительного богословского толка. Агада и Галаха были двумя составляющими раввинистического мидраша – комментария-размышления над Писанием. Агада не имела законодательного значения, её предписания не были обязательными для исполнения. Характерные примеры использования жанра агады: Мк 10:2-9; 12:28-31, 12:35-37. В последнем фрагменте это видно особенно хорошо – здесь Иисус приводит два противоречивых утверждения, подтверждая истинность каждого. Эти слова Иисуса вызвали особое удовлетворение у слушателей: «И множество народа слушало Его с услаждением.» (Мар.12:37)

Апокалипсис. К этому жанру относятся повествования, открывающие проявление Божественного Замысла, касающегося метаистории человечества, в событиях будущего. Важно учесть, что использование этого жанра совсем не ограничивается Откровением Иоанна Богослова. Существует и Синоптический Апокалипсис (Мк 13, а также Мф 24 и Лк 21).

Апология – защита чего-то, путем его детального объяснения. Хороший пример – речь Стефана перед синедрионом.

Биография – жанр, в равной мере характерный как для античной, так и для ближневосточной культуры. Его элементы можно найти в Евангелиях и Деяниях. Однако, Евангелия и Деяния не являются чистыми биографиями и преследуют иные цели.

Благословения и проклятия. - Характерный пример новозаветного использования благословений – Заповеди Блаженства. С проклятие гораздо сложнее – единственным более или менее подходящим элементом является проклятие смоковницы. Дело в том, что проклятие предусматривало отлучение от Бога – страшную кару, а Иисус пришел «взыскать и спасти погибшее.» (Матф.18:11/ Лук.19:10)

Генеалогия - родословия. С родословия Иисуса Христа начинается Евангелие от Матфея. Также оно присутствует в Лк 3:23-38. Цель библейских родословий вовсе не в передаче точных списков, а скорее, в подтверждении мессианства Иисуса. Поэтому родословия у Матфея и у Луки имеют целый ряд различий, обусловленных богословской позицией каждого из авторов Евангелий.

Деяния.

Доксология – прославление, благодарение. Например: «…благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лук.1:68)

Евангелие – сложный и самобытный жанр свойственный лишь Новому Завету. Важно различать «евангелие» как жанр и как термин. Слово «евангелие» - благовествование, возвещение радостной вести, присутствовало как а Ветхом Завете (Ис 40:9; Ис 52:7; Ис 60:6; 61:1), так и в римской среде.

Логия – речения. К ним относятся тексты, начинающиеся с формулировки вроде «И сказал … Иисус…»

Макаризм – перечень тех, кому даруется благословение. Характерный пример – Заповеди блаженства из Нагорной проповеди и а также целый ряд текстов из Откровения, начинающихся с «Блаженны…»

Молитва

Песнь – Характерным примером в НЗ является Песнь Захарии (Лк 1:67-80) и Песнь Девы Марии (Лк 1:46-55).

Письма – личная переписка. Характерным примером может быть Послание к Филимону и фрагменты переписок римлян из Деяний (Деян.23:26-30).

Послания (эпистолы) – «открытые письма». Послания Павла были одновременно и письмами и эпистолами (а также включали в себя еще целый ряд жанров – прославления, гимны, молитвы). Исключение составляет лишь послание к Ефесянам. Это послание не было адресовано конкретной общине, а было циркулярным посланием, предназначенным для повсеместного распространения. Адресация Эфеса была добавлена намного позже – в самых ранних рукописях она отсутствует.

Пословица – характерные примеры: "Врач! исцели самого себя" (Лк 4:23) – это простая пословица, охватывающая одну тему. А вот пример сложной, где охвачены сразу две темы - "Пес возвращается на свою блевотину и вымытая свинья идет валяться в грязи" (2 Петр 2:22)

Список литературных жанров НЗ, который я привожу, далеко на полный. Существует еще целый ряд жанров, например аретология, завет или прощальная беседа, свойственных литературному окружению, но видимых в писаниях НЗ не столь явно.

Комлев Алексей


15 февраля 2009


Другие новости по теме:

  • История библейской критики. I. Древний период
  • Существует ли Евангелие от Иисуса Христа?
  • Канон Муратори
  • О подлинности тринитарной формулировки в Матф. 28:19
  • Послание Ап. Павла к Лаодикийцам
  • Сколько было написано посланий Павла к Коринфянам ?
  • Толкование Матф. 8:22 иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов

  • Комментарии



    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Имя:*
    E-Mail:
     
    Вопрос:
    Инструмент, которым забивают гвозди?
    Ответ:*
    Введите код: *




    Адвентисты седьмого дня
    Христианские новости
    Библеистика
    История церкви и христианства
    Церковная жизнь
    Проповеди
    Блог
    Публикации друзей нашего сайта

    Если Вы хотели бы сообщить об ошибке в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Remote_NewsBlock loading...


    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru