просмотров: 6934 | Нравственное богословие, проповеди
Что такое мысль – вопрос, скорее, философский. Вроде бы, мысль – вещь обыденная, привычная нам, а дать ей развернутое определение, отражающее все грани этого понятия, очень трудно. Библия тоже такого определения на дает. Однако, в ней можно целый ряд важных вещей, касающихся мыслей человека.
В древности человек ассоциировал различные аспекты своей душевной деятельности с деятельностью различных органов его тела. Такие ассоциации характерны и до сих пор – средоточие человеческих мыслей и чувств часто относят к сердцу.
В Библии присутствует много текстов, где такая ассоциация явно видна. На них, главным образом, и следует опираться, рассматривая вопрос о человеческих мыслях.
"Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло”. (Притч. 15:28); «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.» (Пс.13:1); «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9)
Перечисление этих текстов можно продолжать еще долго. Объединяющая их тема одна – у человека не живет в сердце хороших мыслей. Наоборот, «сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их….» (Еккл.9:3)
Естественно, худые мысли рождают худые дела: ”Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство”. (От Марка 7:21-22)
Важно понимать, что «Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей.» (1Пар.28:9). Скрывать от Него что-то бессмысленно. И бессмысленно также думать, что Он не поймет истинной причины наших поступков. Естественно, если по каким-то причинам мы не реализовали наши худые помыслы и не натворили злых дел, это не делает нас менее виновными – при удачном стечении обстоятельств мы с успехом осуществили бы задумываемое нами злодейство.
Поэтому, чтобы не быть виновными перед Богом, нужно не просто пытаться хорошо себя вести, не давая своим скверным мыслям вылиться в еще более скверные дела, а целиком изменить свой характер, искоренив причину, порождающую плохие мысли. Естественно, если бы человек мог собственными силами себя улучшить, все человечество улучшилось бы уже много веков назад, и мы бы жили в обществе сплошных праведников.
А значит, за изменением характера нужно обращаться непосредственно к Богу. Зная, что человек привык искать сложные пути, Бог Сам неоднократно предлагал людям Свою помощь:
«И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.» (Иез.36:25-27)
Те, кто об этом знал, воспользовались такой возможностью и многого добились на этом пути. Это доступно каждому. Только каждому обращенному нужно забыть о том, что объектом размышления могут быть греховные вещи:
”Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте”. (Фил. 4:8)