просмотров: 26511 | Жизнь современной церкви
Очень часто душевнобольные испытывают ощущения внешнего воздействия, вторжения в свой рассудок некой внешней силы. Объяснение этого нового для них состояния больные обычно ищут в привычных для них представлениях о мире. Неудивительно, что с древнейших времен симптомы острого психоза воспринимались людьми как результат действия злобного духа, вселявшегося в человека и причинявшего ему страдания. Этих «злобных духов» пытались «изгонять», прибегая к длительным молитвам или замысловатым обрядам. Так как истинная причина состояния «бесноватого» состояла в эндогенном заболевании шизофренического спектра, и только ничтожный процент слишком впечатлительных «бесноватых» лишь внушил себе «одержимость», экзорцизм редко имел успех. Тем не менее, люди верили в эффективность этой процедуры, особенно если ее должен был осуществить авторитетный религиозный лидер.
Прошли столетия, пока психиатрия не выделилась в отдельную область медицины, пока не были изучены психические заболевания и не были предложены достаточно эффективные методы их лечения. Видя успехи современной психиатрии, практически все христианские церкви, за редким исключением, заняли некую половинчатую позицию – они не оспаривают эндогенную природу психических расстройств, но продолжают настаивать, что «одержимость бесами» действительно возможна в реальности. Нужно ли объяснять, что при таком подходе верующий человек, заметив у себя первые признаки психического расстройства, даже не подумает обратиться к врачу, а будет твердо верить в то, что подвергся нападкам нечистого духа. При этом его психоз будет усугубляться, пока не приобретет острую, крайне опасную для здоровья форму.
Почему же церковь не хочет изменить свой подход к мнимой «одержимости» и продолжает поддерживать это древнее суеверие? На это несколько причин:
Если «одержимость бесами» лишь результат сложного психоза, то кого тогда изгонял Христос? Понятно, что Христос, исцеляя людей, не сопровождал Свои действия пространными медицинскими комментариями, объясняя природу исцеляемого заболевания, но в отношении бесноватых евангелия высказываются вполне однозначно. Если Христос просто избавлял людей от психозов, то кто тогда вошел в стадо свиней, покинув бесноватого?
Те, кто настаивают на буквальном толковании подобных эпизодов, придерживаются фундаменталистского подхода, который отводит авторам евангелий роль лишь некого рода «секретарей» Бога, и не допускает даже мысли, что они были самостоятельными интерпретаторами описываемых в евангелиях событий, а значит - просто не могли дать им иной трактовки, кроме той, что была приемлема для современного им общества.
Церковный фундаментализм всегда был строг в отношении деталей и весьма немилосерден по отношению к человеку, его проблемам и немощам. Самые негуманные вещи, вроде рабства в Америке или телесных наказаний в царской России всегда находили у фундаменталистов железное обоснование библейскими цитатами, и лишь серьезная социальная подоплека заставляла фундаменталистов отнести свою еще недавно непоколебимую аргументацию в хранилище древностей. В нашем же случае, когда овеянное веками суеверие приносит вред самой незащищенной прослойке населения – клиентам психиатрических услуг, вряд ли можно ожидать здесь какого-то прогресса.
Церковная история изобилует примерами контактов святых и подвижников с бесами и эпизодов экзорцизма. Если церковь примет однозначную трактовку «одержимости» как симптомов психоза, она будет вынуждена пересмотреть свое отношение к этим церковным деятелям. В итоге получится, что изрядная доля святых и подвижников нуждалась в помощи психиатра, а их чудеса экзорцизма были не более чем жестокой игрой с больными людьми. Поэтому, заботясь о собственной репутации, церковь всегда будет держать у себя место для экзорцистов, какой бы вред они не приносили больным людям.
На сегодняшний день экзорцизм, который, как раньше казалось, давно уже ушел в прошлое вместе с «охотами на ведьм» и монастырскими тюрьмами, переживает второе рождение. К этой стародавней практике вновь проявил интерес Ватикан, в Троице-Сергиеву Лавру «бесноватых» возят на «отчитку» автобусами. Кое-где грешат экзорцизмом баптисты. И конечно же, экзорцизм расцвел пышным цветом у пятидесятников и харизматов – там, где у верующего наибольшая вероятность в будущем стать клиентом психиатрических услуг. Причиной этому служит не только общий фон невежества, который во многом характеризует современное состояние церкви, но и амбиции священнослужителей.
Чтобы стать авторитетным церковным лидером, пользующимся заслуженным уважением у верующих, нужно в первую очередь быть хорошим человеком. Это крайне простое условие на самом деле является самым трудным. Гораздо проще объявить себя церковным чудотворцем, имеющим власть изгонять бесов, и заняться устройством жестоких спектаклей с участием тяжело больных людей.
Как правило, такой служитель быстро обрастает мантией легенд, которые с восторженным придыханием пересказывают верующие: «Психиатры от этого человека отказались, крест на нем поставили, а батюшка Василий/ Апостол Джонсон/ пастор Такой-то всего один раз над ним помолился, и бес из него сразу же ушел». При этом в реальной жизни все происходит с точностью наоборот – психиатры не отказываются от своих пациентов, более того, врач психиатр должен наблюдать пациента в течении многих месяцев после выписки из стационара, чтобы предотвратить рецидив болезни и помочь больному после выздоровления пережить неминуемую в подобных случаях депрессию. Действия же экзорцистов по определению не предполагают такой длительности. После того, как экзорцист «изгоняет беса» он нисколько не заботится о том, что будет с его подопечным дальше (в некоторых случаях, уже на следующий день). Ему это и не нужно, так как необходимую ему порцию славы он уже получил.
Если наш Спаситель в своем земном служении особое место уделял исцелению психически больных людей – больных, которым медицина того времени не могла помочь, то Его современные последователи, живущие в то время, когда психические расстройства успешно лечатся нейролептиками, явно не преуспели, следуя здесь Его примеру. Даже само отношение церковных людей к клиентам психиатрических услуг мало отличается от того, что больные могут встретить и за пределами церкви. Хотя число людей, страдающих психическими расстройствами, составляет в нашем обществе значительный процент, только увеличивающийся со временем, в глазах большинства людей они являются чем-то средним между Лектором Ганнибалом из фильма «Молчание ягнят» и персонажами комедийных фильмов. Представления о психиатрической помощи основываются на страшных фильмах, книжках викторианской эпохи, а также на разнообразных слухах и домыслах.
Позвольте теперь подвести некоторый итог нашему разговору.
Комлев Алексей
Сайт об iPad . Мастер бруса . Младенец и мама