просмотров: 11111 | Жизнь современной церкви
Описанные мной этапы развития, через которые проходит современный член церкви, не подходят для детей верующих родителей. У них собственный путь. Тем не менее, в нашем обществе, вышедшем из долгого периода атеизма, детей верующих родителей не так много. Костяк церкви составляют люди, пришедшие в нее в начале и середине 90-х годов 20 века.
Как правило, обращению в христианство предшествует долгий поиск истины. Человек чувствует себя неудовлетворенным. Он может быть вполне успешным, иметь семью, высокие доходы. Но самые главные жизненные вопросы – смысл его существования, планы на будущее, значение истинных, вечных ценностей, так и остаются для него нерешенными. Именно на эти важные жизненные вопросы человек и находит ответ в церкви.
Первые месяцы после обращения неофит испытывает огромный душевный подъем. В его жизни появляется радость, он начинает по-новому смотреть на большинство вещей. В это время человек легко оставляет прежние привычки – если раньше он, например, долгие годы не мог бросить курить, то сейчас он может резко порвать с зависимостью и больше не вспомнить про нее. Человек сравнивает нынешнее радостное состояние со своей прежней жизнью и понимает, что многие его прежние привычки и пристрастия больше ему не интересны. У человека появляется пристрастие к церковным запретам. Не есть, не одевать, не читать, не делать – эти слова становятся для неофита магическими. Неофиту кажется, что эти запреты помогут ему развиваться.
В это время неофит как губка впитывает в себя информацию. При этом, мнение разговорчивой старушки в церкви, пастора, автора серьезной богословской книги (если такая попадет ему в руки) для новообращенного равнозначны. Главным критерием отбора становится продекларированная возможность получения какого-то духовного профита. Оценить качество такой информации неофит еще не способен.
Одним из желаний неофита становится побыстрее влиться в церковное комьюнити, стать его частью. Неофит начинает копировать поведение церковных людей. Так, некоторые молодые пасторы в середине 90-х долгое время произносили проповеди с завываниями и коверканьем русской речи, как это делали проповедники с запада. А некоторые православные упорно пытаются славянофицировать свою обыденную речь.
Параллельно с изучением церковного учения неофит быстро проникается идеей врага. Адвентисты быстро узнают, что их врагом должен быть католицизм, врагом новообращенного православного – западные сектанты, заполонившие Россию. Идея врага очень важна – ничто так не объединяет, как общая угроза. На врага всегда можно посмотреть, узнать, что он делает, как верит – и сделать все с точностью наоборот. В таком случае сложно ошибиться. К тому же, существование врага дает дополнительный смысл, очередную высокую идею – с врагом нужно бороться.
Неофит в это время часто впадает в крайности. Может отдать всю зарплату в качестве пожертвования, уйти с работы, попытаться устроиться в монастырь.
У неофита просыпается миссионерский зуд. Он начинает нести церковные книжки всем своим знакомым, друзьям, родственникам. Приставать к ним с разговорами. Как правило, в это время его ждет жестокое разочарование – окружающие не собираются становиться таким, как он. Новообращенный еще не понимает, что у других людей не было тех предпосылок прихода в церковь, которые были у него самого. Та информация, которой жаждет поделиться с окружающими неофит, чуть менее, чем полностью для них неинтересна. К сожалению, многие именно в этот момент приобретают страх перед деятельностью миссионера, замыкаются. У большинства протестантов к тому же еще очень силен отживший свое образ экстремального миссионерства — приставаний к прохожим на улице, хождения по квартирам.
После двух-трех месяцев неофит начинает испытывать первые духовные проблемы. Ощущение радости новизны, предчувствие будущих удивительных открытий, ожидание очередных приливов счастья постепенно проходит. Человеку свойственно привыкать ко всему. И даже самые сладкие блюда имеют обыкновение приедаться. Проблема здесь в том, что большинство неофитов расценивают пережитый ими духовный подъем как действие Св.Духа. И когда эти ощущения проходят, в их жизнь возвращается обыденность, они начинают недоумевать, чем они не угодили Св. Духу. Ответ здесь для них один – своими грехами. Многие неофиты в это время впадают в длительное уныние.
Некоторые в это время начинают страдать духовным насилием над собой – искусственно вызывать у себя воодушевление. Для этой цели подходят усердные молитвы, характерная обстановка, музыка, поездка в монастырь на епархиальном автобусе.
Но период уныния также заканчивается. Человек постепенно занимает свою нишу в церкви. Его поведение, взгляды на жизнь обретают некоторую завершенность. Окружающие привыкают к чудачествам верующего, и, чаще всего, признают, что после прихода в церковь он изменился к лучшему. К неофиту частично возвращается трезвость взглядов. В его жизни начинается следующий важный период…
Продолжение вот здесь
Комлев Алексей