просмотров: 8854 | История церкви, догматика
Блаженный Аврелий Августин был тем человеком, которому суждено было создать тот вид церковной мысли, которым живет современное христианство. Многие это отрицают, многие, с гордостью говоря, что не принимают ничего, кроме Священного Писания, даже и не догадываются, что на самом деле верят именно таким образом, как учил Августин. Литературное наследие Августина огромно. На русский язык переведена лишь часть его работ, но и эти переводы в большинстве своем еще не переизданы с дореволюционных изданий, являющихся библиографической редкостью. Краткие изложения его учений, особенно составленные светскими авторами, пестрят примерами самого глубокого непонимания того, кем был этот человек, и что он сделал. В университетских учебниках по философии, авторы которых ни разу не открывали его книг, Августин традиционно относится чуть ли не к позднему средневековью. И хотя Августин умер многие столетия назад, его имя традиционно поливается презрением на страницах книг современных распространителей ересей. Тех самых ересей, которым в свое время он не дал поднять голову.
Писал Августин очень доступным языком, свои мысли выражал доступно, отталкиваясь от простых жизненных примеров. Читая его тексты, понимаешь, что их писал человек, беззаветно любящий Бога. У Августина даже есть книга «Беседы души с Богом» целиком и полностью состоящая из самых восторженных слов.
Родился Августин Блаженный 13 ноября 354 года в городе Тагасте, в Северной Африке. Это была часть Римской империи, население ее было преимущественно христианским и латиноязычным. Его отец Патриций был язычником, принявшим христианство лишь на склоне дней. Мать Августина, Моника – ревностной христианкой. Отец желал дать своему сыну самое лучшее образование. Мать, хотя и опасалась языческого влияния на сына, поддерживала в этом мужа. Подростком Августин переехал в Карфаген продолжать свое обучение риторике. Несмотря на влияние матери, Августин тогда еще не был христианином. Книги Священного Писания поражали его грубостью языка, невнятным изложением мысли, так непохожим на красивые и стройный язык произведения античных философов.
В крупном, почти столичном городе, Августин увлекся манихейской ересью. Ересь эта была одной из поздних ветвей гностицизма и представляла собой смесь элементов античной философии, восточных мистических культов и христианских мотивов. Закончив образование, Августин, некоторое время имевший беспорядочный связи, вступил в сожительство с любимой женщиной, хотя так и не скрепил свои отношения полностью законным браком. Августин любил ее, и они прожили вместе 15 лет. От этой женщины у Августина был сын Адеодат. Августин был очень привязан к своему сыну и всегда заботился о нем. В последствии Августин посвятил ему несколько книг.
Августин был последователем манихейской ереси 10 лет. Однако, ум Августина на мог смириться с недостатками и несвязностью манихейского учения. Он искал ответы на свои вопросы и даже обращался с ними к тогдашнему лидеру манихеев Фавсту. Фавст оказался очень милым, общительным и приятным человеком, но как философ и богослов, даже близко не мог приблизиться к тому уровню, на котором мыслил Августин. Постепенно Августин полностью разочаровался в манихействе.
В 383 году Августин переехал в Милан, где услышал проповеди Амбросия Медиоланского. Августин был потрясен тем, что неказистые и абсолютно не волновавшие его слова Библии обретали в толкованиях Амбросия глубочайший смысл, который ранее был ему не виден. Манихейские толкования больше для Августина не шли ни в какое сравнение с христианскими.
Фактически, Августин стал полноценным христианином, но он все еще откладывал свое крещение, чувствуя себя слишком привязанным к миру. Однажды, как бы услышав голос, призывающий его взять Библию и читать, Августин открыл текст:«Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.» (Рим.13:13,14) и, как описывает сам Августин, все его сомнения исчезли.
Вскоре он крестился вместе со своим сыном и одним из своих друзей. Дальнейшая его жизнь была омрачена тяжелыми утратами – вначале умер Адеодат, а потом и мать Августина, только перед смертью увидевшая обращение своего сына, о котором она молилась всю жизнь.
Через два года Августин был рукоположен в пресвитера и занял епископскую кафедру в африканском городе Гиппоне, где и провел остаток дней. В это время он много писал, реформировал церковную жизнь, вел полемику с еретиками – манихеями, пелагианами, донатистами. Именно полемика Августина с Пелагием определила дальнейшее развитие христианства – оно осталось благодатной верой в чудесное действие Бога, преобразующего грешного человека, а не превратилось в сухое спасение «делами закона», как предлагали пелагиане. Дух этой полемики определил существующий в христианском богословии подход к толкованию посланий апостола Павла.
В это время древний Рим был взят и разграблен Аларихом. Все были потрясены тем, что непобедимый Рим, ставший христианским, так быстро пал под натиском вражеской армии. Существовал явный социальный заказ на объяснение этого события. Ответом на всеобщее смущение стала книга Августина «О граде Божием». По мнению Августина, был повержен лишь «град этого мира», но не «град Божий».
Из других написанных в это время книг Августина, нашему читателю больше всего известны «Исповедь», которая, наверное, есть дома у каждого христианина, «О Троице», «Христианская наука» - лучший учебник по гомилетике для многих поколений христиан, многочисленные проповеди.
Умер Августин Блаженный 28 августа 430 года во время осады Гиппона армией готов.
Комлев Алексей