просмотров: 4832 | ---
Врачи, называемые хирургами, почитаются жестокими, и несчастны они. Не несчастие ли—не соболезновать о чужих ранах, без милости резать мертвые члены, без содрогания совершать операцию, которая приводит в ужас страждущего, и за это считаться врагом? Такова природа человеческая; для неё горька истина, а пороки кажутся ей приятными. Исаия не стыдился ходить нагим во образ будущего плена (Ис. 20, 2). Иеремия из среды Иерусалима посылается к месопотамской реке Евфрату, чтобы среди враждебных пародов, где живет ассириянин и находятся полчища халдейские, положить свой чресленник на истление (Иер. 13). Иезекииль получает приказание есть хлеб, приготовленный из разных овощей и обрызганный пометом человеческим, потом коровьим (Езек. гл. 4), и без слез видит смерть своей жены (гл. 24). Амос изгоняется из Самарии (Ам. 7.). За что же? Конечно за то самое, что врачи духовные, рассекая язвы грехов, зовут к покаянию. Апостол Павел говорит: враг вам бых, истину вам глаголя (Гал. 4, 16). И так как речи Спасителя казались жестокими, то многие из учеников Его пошли назад. Неудивительно же и то, что мы, восставая против порока, оскорбляем людей. Я намерен отыскать зараженные и страждущие зловонием носы, так пусть и боится тот, у кого заражен нос. Я восстаю против пустого карканья вороны, — так пусть и смекнет ворона, что она пустая болтунья. Как будто только и есть один человек во всем Риме с носом, испорченным ранами разврата? Как будто один Оназ Сегестан, раздувши щеки, бросает из них слова, напыщенные и пустые, как пузырь? Я говорю, что злодейством, клятвопреступлением, ложью некоторые лица купили себе достоинство, не весть какое. Что нужды в том тебе, который чувствует себя невинным? Я осмеиваю адвоката, который сам имеет нужду в защитнике, смеюсь над красноречием, которое стоит два гроша,—какая нужда в том тебе, который так красноречив? Я восстаю против пресвитеров-взяточников; тебе, богачу, зачем озлобляться? Мне угодно смеяться над ласками, ночными совами, нильскими чудовищами; так все, что бы я не сказал, ты думаешь, что это—против тебя? Не кажется ли тебе, что ты хорош потому, что носишь счастливое имя (Onasus от греч.»помогать, пользу приносить»)? Но дают и роще название светлой (lucus), хотя она отнюдь не светит; саду имя парка (раrсае), хотя он ничего не щадит; фуриям—Евменид, несмотря на то, что они нисколько не благосклонны; и в народе зовут эфиопов серебряными. Если ты сердишься, когда описывают предметы скверные, так я воспою тебя с Персием:
Пусть царь и царица в зятья тебя ищут,
Пусть юные девы тебя завлекают,
Пусть все, что ты топчешь, становится розой,—
однако я дал бы тебе совет скрыть нечто, чтобы казаться еще лучшим. Если бы не видно было носа на твоем лице и не слышен был звук твоего голоса, тогда б ты мог казаться и пригожим и красноречивым.