просмотров: 9516 | История церкви, догматика
Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Петр. 3, 9).
Не может быть большего оскорбления Бога, большей вины пред Ним, как отпадение от Его святой Церкви, за которой Христос - Сын Божий претерпел поношения, унижения, тяжкие страдания и позорную смерть на кресте. Только в основанной Христом святой Церкви, только в неразрывном единении с нею, в послушания ей и участии в принятии благодатных её таинств возможно единение со Христом и наследие вечной жизни; вне Церкви для всех отделившихся-вечная гибель: если кто не слушает, т.е. не повинуется Церкви, сказал Христос, «да будешь он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18; 17).
К большой скорби, многие из членов Церкви, забыв о великом счастии принадлежать к ней, отпадают от её и идут по путям заблуждений в различные сектантские общества: одних манит к себе широкий путь жизни в сектантстве, без всяких ограничений, без нравственных обязанностей, налагаемых на верующих Церковию, других удаляет от неё дух неповиновения, дух «гордости житейской» (Иоан. 2; 16) и самомнения. Всех их, уширяющих вне Церкви без покаяния, ожидает одна участь - вечные муки.
Но милосердие Божие неизмеримо больше грехов человеческих и долготерпение Божие беспредельно: своею благодатью Господь касается сердец даже самых закоренелых сектантов и всех их зовет ко спасению: «Се стою у двери, говорит Он, и стучу. Если кто услышт голос Мой и отворить дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и от со Мною» (Откр. 3; 20). Он всех отпадших зовет к Своей спасающей Церкви: одних зовет через чтение слова Божия, других чрез увещания пастырей и миссионеров, иных чрез посылаемый дли их вразумления бедствия и болезни, чрез угрызение после отпадения всегда мятущейся, неспокойной их совести и многими другими путями.
Можно было бы указать не мало случаев обращения к лоно Церкви таких сектантов, о которых можно было думать, что они навсегда погибли для спасения, но я хочу рассказать о двух недавних случаях присоединений из сектантства в православие, в которых наглядно проявилась особенная любовь Божия к человеку-грешнику, особенное долготерпение Божие к упорству заблудших и отпавших от Церкви сектантов.
15 октября минувшего 1906 года в храме села Голты, при многочисленном стечении молящегося народа, происходило редкое для местных жителей церковное торжество: совершалось присоединение к Церкви отпавшего было со всей семьей в секту штундистов Гавриила Запорожца. До своего отпадения от Церкви он был ревнителем православия, но по искушению духа действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2; 2). он усумнился в вере отцов своих, сам отпал от неё и увлек за собою в сектантство как свою семью и родных, так и многих из православных. Очень скоро он стал во главе образовавшейся довольно многочисленной общины местных сектантов, руководя их собраниями, толкуя им по-сектантски слово Божие, насаждая заблуждение в умах и сердцах своих последователей, все дальше и дальше удалявшихся от православной вере и наконец открыто отпавших от неё. Казалось бы, что для подобного человека, сделавшегося главарем секты и врагом Церкви, нет уже возврата к ней; во милосердный Господь не оставлял заблудшего благодатью Своею, зовущею к покаянию и спасению.
По словам Запорожца, отпав от Церкви и став даже руководителем сектантской общины, он время от времени, когда, очевидно, казалась его сердца призывающая к покаянию благодать Божия, не переставал думать о том, на верном ли пути он находится? Что если, отпав от Церкви и лишив себя её святых таинств, он стал на роковой путь заблуждения, ведущий к вечной гибели? Вспомнил он и слова св. ап. Павла: «все испытывайте, хорошего держитесь» (Фес. 5; 21), и вот, чувствуя после совращении в сектантство пустоту в сердце своем, решил побывать в различных сектантских общинах: не найдет ли он в какой-нибудь из них успокоение своей мятущейся совести? О этою целью он посетил многие сектантские общины; он побывал у сектантов многих мест Киевской губернии, у сектантов города Одессы, Николаева и других мест, но везде видел одно и то же: в вере- грубое заблуждение, в жизни - нестроение и лицемерие.
Посещая молитвенные собрания сектантов, Запорожец не мог не задавать себе вопроса: по какому праву вожаки сектантов учат, совершают богослужение, преломление и прочее, когда в Писании ясно говорится, что на все это дает право одно лишь святительское, епископское рукоположение (2 Тим. 1; 6. Тит. 1; 5. 1 Тим. 4; 14. Еф. 4; II-13 и др.), а не выбор толпы народа, отделившегося от законного священства и совсем не имеющего у себя епископов? Не могло не удивлять Запорожца невежество сектантов, смешивающих языческое идолопоклонство с христианским икопоночитанием (Исx. 25; 18-22 26; 31. 3 Цар. 6; 23 — 28. 1 Цар. 5 гл. 6; 19-20. 2 Цар. 6; 1 — 12 и др.). их небрежение о судьбе детей, которых они не очищают от первородная го греха (Рим. 5; 12, 15-19), не облекают их во Христа в таинстве св. крещения (Гал. 3; 27), а препятствуют детям приходить ко Христу чрез крещение, без которого многие из них и умирают, в то время как Христос повелел всем креститься — и старым и малым, когда сказал: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. 3; 5 и Деян. 2; 38 — 39). Не мог, далее, Запорожец не обратить внимания и на то, как сектанты, по гордости своей, перестали молиться святым угодникам Божиим, друзьям Христовым (Иоан. 15; 14. Откр. 5; 8, 8; 2-4); перестали молиться об умерших, которые у Бога всегда живы (Лук. 20; 38. Рим. 14; 8 — 9) и о которых поэтому мы всегда должны молиться, «ибо любовь никогда не перестаешь» (1 Кор. 13; 8), не монет, следовательно, превратиться она и по смерти отцов и братий наших, так как живые и умершие находятся в живом молитвенном между собою общении, составляя одну Церковь, под главенством Христа (Евр. 12; 22-24. Рим. 14; 8-9). Обратил, конечно, он внимание и на то, что сектанты, отвергнув православные христианские обряды, совершающиеся в Церкви из древних времен, и уча всех о поклонении Богу одним духом, в то же время завели свои, или самими выдуманные, обряды преломления, крещения, брака, завели свои «псалмы» и прочее.
Наблюдая жизнь сектантов, Запорожец увидел у них много лицемерия и неправды. Увидел он, как старшие «братья», особенно их вожаки и «пресвитеры», свысока относятся к младшим, как незрелые юноши самовольно захватили себе право учительства и поучают стариков, гораздо более опытных и в жизни и в слове Божием, чем они; увидел он у сектантов предпочтение богатых бедным, гордость, несправедливость, исконное благочестие и нехристианское, грубое отношение к другим, особенно к православным. Все это и многое другое заставило Запорожца подумать о том ложном пути, на котором стоит все сектантство и он сам.
Беседы православных миссионеров, веденные с ним наедине и с сектантами в их молитвенных собраниях еще более убедили Запорожца в том, что вне Церкви Христовой, без благодатных её таинств невозможно человеку-грешнику спастись, ибо вера, даже соединенная с добрыми делами, еще не спасет человека; его спасает благодать Божия, подающаяся в святых таинствах Церкви (Деян. 15; 11. Еф. 2; 5. Тит. 3; 4-6), совершать же таинства для спасения верующих имеют право только законно поставленные преемственным от апостолов епископским рукоположением священные лица (1 Кор. 4; 1. 12; 28-29. Еф. 4; 11-14). Где таких лиц, как, например, в сектантстве, нет, там нет и таинств, нет, следовательно, и спасения.
Все это побудило Запорожца принять решение навсегда оставить сектантство и возвратиться в лоно Церкви Христовой.
Сектанты, узнав об этом, стали, по их обыкновенно, всячески поносить его, но он перенес их оскорбления с христианским смирением и терпением. 15-го октября, как сказано выше, в храме села Голты, в присутствии множества молящихся, Запорожец всенародно (Лук. 12; 8-9) исповедал свой грех отступления от Церкви и быль священнослужителями присоединен к ней. Искренние слезы многих из народа были лучшим выражением его благодарности Богу за возвращение заблудшего и христианской радости о кающемся грешнике. Почти одновременно с Запорожцем в Голте присоединилась к Церкви и многочисленная семья бывшего штундиста Климентия Кудкудаки.
Да укрепит Господь присоседившихся и в вере и в жизни христианской, чтобы неверующие, видя их добрые дела, прославили Отца нашего небесного (Мф. 5; 16) и сказали им: «истинно с вами Бог» (1 Кор. 14; 25).
Можно было бы упомянуть и о многих других назидательных случаях присоединения из сектантства в православие, напр., — о присоединении в Одессе многочисленной (8 душ) семьи штундиста Кучеренко; во Врадиевском приходе семьи Гаврилова, — о бывших присоединениях в минувшем году в городе Николаеве, в с. Соловом, в м. Ново-Воронцовне, в д. Ольшанке, в с. Липняжке, в д. Ново-Викторовке и других местах, где Бог вразумил заблудших. Но я считаю достаточным рассказать только об одном еще замечательном присоединении, устроенном промыслом Божиим.
Кто не знает, даже далеко за пределами села Глодосс, Елисаветградского уезда, живущую в этом селе бабку Меланью Пулину? Ее все знают, знают не только как опытную и искусную повитуху, но и как ярую противницу веры православной. Раньше не проходило почти ни одной миссионерской беседы, на которую не являлась бы Меланья и не издевалась бы самым грубым образом над св. иконами, над честным крестом, над Церковию и священством, над св. таинствами и над всем православием. Теперь она уже глубокая старуха: ей 85 лет, а в сектантстве она пробыла целых 35 лет!
Для всех, знавших Меланью, казалось, что возвращение её к православию уже не возможно, казалось, что она совсем уже погибла в сектантстве. Но «Богу все возможно» (Мф. 19; 26). Тот, кто воскрешал мертвых по телу, силен воскресить и мертвых по душе: 8 декабря минувшего года Меланья Пулина возвратилась к спасающей Церкви Христовой.
Да. 35 лет вне Церкви, без св. таинств, без благодати Божией, в грехе отступления! 35 лет в упорстве и вражде к вере православной! 35 лет в постоянных издевательствах и кощунствах над святынями Церкви, над её священством, над таинствами её! Страшно даже подумать об этом!
Но у Господа больше милосердия, чем у людей грехов, и долготерпению Его нет границ! В течение 35 лет Господь, очевидно, не раз звал заблудшую к покаянию. Живя так долго вне Церкви, она, без сомнения, не раз чувствовала и пустоту в душе своей и угрызение совести, не раз думала о том, как счастливы православные люди, имеющие возможность очистить себя от грехов искренним покаянием пред священно служителями Церкви, которым, в лице апостолов, сказал Христос: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простится, на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20; 22-23 и Мф. 18; 18). А она не была у исповеди 35 лет, с каждым годом все больше и больше увеличивая тяжесть грехов своих!
Знала Меланья и помнила и другие слова Спасителя, сказанные Им о таинстве св. Причащении: «Истинно, истинно говорю вам: если не будет есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Ею, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6; 53-54). А она 35 лет не только не была у св. Причастия, но избегала и храма Божьего, прекрасно понимая, что хотя у сектантов и совершается «преломление», но этою же самое, что богослужение Корея, Дафана и Авирона, дерзко восставших против Моисея и Аарона (Числ. 16), что это - не преломление, а одно кощунство и оскорбление Бога людьми, незаконно присвоившими себе не принадлежащую им власть священства (Евр. 5; 4).
Наступила уже и старость для Меланьи, а вместе с старостью и неизбежные спутницы её - немощи и болезни. Она знала и видела не раз, как люди старые и немощные с великою надеждою и утешением для исцеления тела и прощения грехов прибегают к принятию таинства св. Елеосвящения (Маслособорования), по слову св. апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, отпустятся ему» (Иак. 5; 14-15). А между тем у сектантов совсем нет этого таинства; не смотря на столь ясное учение св. апостола, они не признают его.
И поняла Меланья всем умом и сердцем своим и пустоту и произвол в сектантском учении, и затосковала душа её по Церкви Христовой, как по далекой родине своей. Миссионерские беседы еще более раскрыли ей глаза на ту бездонную пропасть, на краю которой она стояла; и вот благодатью Божиею 8 декабря она возвращена к православию. Милосердый и долготерпеливый Господь сподобил ее после тридцатипятилетнего пребывания в штунде, уже на закате дней её долгой жизни, очистить срои грехи покаянием, соединиться со Христом в таинстве св. Причащения, принять таинство св. Елеосвящения, найти мир и успокоение своей совести в отрадном сознании, что она умрет теперь уже на руках Христа Спасителя, в лоне Его св. Церкви, в живом молитвенном общении не только с Церковью земной, но и небесной. (Евр. 12; 22-24)
Возлюбленный брат мой! Если ты православный христианин, осени себя крестным знамением и возблагодари всемилостивого Бога за то, что ты имеешь великое счастие принадлежать к истинной вере и спасающей Церкви Христовой; моли Господа, чтобы Он укрепил тебя пребывать в ней до конца жизни, ибо так говорить Господь: «Будь верен до смерти, и дам тебя венец жизни» (Откр. 2; 10)!
Если же ты - заблудший сектант, отпавший от Церкви Христовой, то подумай наедине о рассказанных случаях милосердия Божии к людям и спроси свою совесть, она скажет тебе: не звала ли не раз и тебя благодать Божия к покаянию после отпадения твоего, но ты ее не слушал; не стоит ли и теперь опечаленный Христос у дверей твоего сердца, и не стучит ли любящею рукою, призывая тебя к Своей Церкви? Что ты не отворяешь Ему дверей и погибаешь в упорстве своем для вечной жизни. Вспомни и подумай, что никто не знает для своей кончины, что Господь не только долготерпелив и многомилостив, но правосудный и грозный Судия, могущий сегодня же призвать тебя на строгий Свой суд. Что ты ответишь Ему, чем оправдаешься?
Спеши же, пока не поздно, сбросить с себя путы сектантства, скорее иди в матери твоей - святой Церкви, припади ко Христу и окажись покаянием: «Отче, я согревших против неба и пред Тобою и уже не достоит называться сыном Твоим. Прими меня в число наемников Твоих» (Лук. 15; 18-19). И милосердный Господь все простит тебе, даже великий твой грех отступления, как простил отрекшегося было от Него Петра апостола.
Спешаите же к святой православной Церкви, все отпадшие! Спешите молодые, ибо не знаете, доживете ли до старости и до дня покаяния; спешите старики, ибо уже скоро нужно предстать вам пред судом Христовым и дать ответ за вашу измену вере православной!
Так «говорить Дух Святый: когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота в день искушения в пустыни»! (Евр. 7 -8).
«Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия веден тебя к покаянию? Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь ты на день гнева и откровения праведного суда от Бога». (Римл. 2; 4-5).
М. Кальнев
Одесса. «Славянская» типография Е. Хрисогелос, улица Кондратенко, дом № 8. 1909