просмотров: 5166 | Блог автора
Думаю, разговор о христианстве всегда можно начать с беседы о покаянии. Покаяние – это первое, к чему призвал Апостол Петр обратившихся жителей Иерусалима (Деян.2:38), к покаянию призывал Иоанн Креститель: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2). О важности покаяния говорил людям Иисус (Лк 13:1-5).
По времени покаяние занимает лишь краткий миг, всего одно мгновение. Но за это мгновение к человеку приходит понимание благости Божией и своего несовершенства. Это понимание приносит особую радость – как будто у человека с плеч сваливается тяжелый груз неосознанной вины. И конечно, перед человеком открывается перспектива дальнейшей жизни без тяготившего греха.
Но полноценное покаяние нельзя совершить самому – собственными силами. Его можно желать, можно говорить Богу о собственном желании покаяться – и Он пойдет на встречу. Без Бога покаятся невозможно. Не получив импульс святости свыше выдавить что-то святое из собственной греховности невозможно. Как сказано в Писании: «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.» (Деян.5:31)
Многие неправильно понимают покаяние. Часто его представляют как форму самоунижения, растаптывания собственного достоинства. Но это не так, покаявшийся человек достоинства не теряет, наоборот – подлинное человеческое достоинство приобретается именно покаянием. Богу не Богу хочется, чтобы мы клеймили себя: «Какой же я грешник, какая же я скотина и т.д.»! Подобные слова неприятны Богу, так как они являются неправдой – Иисус бы не стал умирать за скотов. А раз Бог считает нас достойными столь великой чести, нам не должно выносить себе несправедливые суждения.
Результатом покаяния становятся перемены в жизни. Покаявшийся человек оставляет грехи, доступные его пониманию. Если грехи не уходят, значит покаяния не было – было что-то другое, что не является покаянием. Дело в том, что просьба о прощении и покаяние – не одно и то же. Мы просим прощения за грехи, которые осознаем, покаяние становится для нас откровением, осознанием собственного несовершенства там, где мы его раньше не видели.
Существует одно – главное покаяние, когда человек становится последователем Христа, и менее значимые – когда у человека происходят духовные затмения. Такое тоже иногда бывает, но обычно заканчивается духовным подъемом.
«Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.» (Лук.15:7)