просмотров: 17345 | История церкви, догматика
В свое время мне попалась в руки одна книга, где обсуждался вопрос о проведении социологических опросов с целью выяснения религиозности населения. Один из вопросов предлагаемого варианта соцопроса был таким: «Какой Ваш самый любимый церковный гимн?».
Книга была написана на западе, и польза от таких вопросов для изучения российского общества, забывшего очень многое в период атеизма, у меня вызвала большие сомнения. Ведь на западе с этим гораздо проще – даже атеист мог бы назвать, скажем, гимн «Тихая ночь, дивная ночь» - рождественский гимн, слова которого знает каждый.
Сейчас я думаю, что и многие наши соотечественники смогли бы назвать как минимум один духовный гимн. Гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».
Напомню его текст:
Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык:
Велик Он в небесах на троне!
В былинках на земле велик!
Везде, Господь, везде ты славен!
В нощи, во дни сияньем равен!
Тебя Твой агнец златорунный
Тебя изображает нам!
Псалтирями десятострунны
Тебе приносим фимиам!
Прими от нас багодаренье
Как благовонное куренье!
Ты солнцем смертных освещаешь;
Ты любишь, Боже, нас, как чад;
Ты трапезою насыыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град.
Ты смертных, Боже, посещаешь,
И плотию своей питаешь.
О Боже! Во Твое селенье
Да взыдут наши голоса!
И наше взыдет умиленье
К Тебе, как утрення роса!
Тебе в сердцах алтарь поставим;
Тебя, Господь, поем и славим!
Чем особо примечателен этот гимн? Тем, что это был, фактически, первый государственный гимн России. Он был написан известным русским композитором 18-го века Д.С. Бортнянским на слова М.Н. Хресакова. И хотя в царствование Александра I у нас появился новый гимн – «Молитва русских», «Коль славен наш Господь…» оставался как бы духовным гимном России.
Комлев Алексей