просмотров: 5033 | Для Адвентистов седьмого дня
Вместо эпиграфа:
На следующих страницах этой главы вы узнаете, что у Бога всегда были люди, исполненные любовного послушания Ему. Порой их ряды были немногочисленными, но всегда находились преданные почитатели Его заповедей. Божественная истина звеньями одной цепи соединила века. А так как вы тоже внимательно изучаете эти страницы, то, возможно, Святой Дух вдохновит вас встать в ряды верных почитателей Божьих заповедей. Рассказы о героях Божьих, сохранившиеся в истории на протяжении веков, вместе с молитвой, возможно, подвигнут вас стать одним из преданных Богу людей.
Марк Финли, «Почти забытый день»
***
В свое время на русском языке вышла книжица популярного адвентистского оратора-евангелиста Марка Финли «Почти забытый день». Книжица эта пересказывает традиционные убеждения ревнителей адвентистской старины, для которых основная ценность субботы заключается в возможности использования ее в качестве аргумента антикатолической риторики. В этой книжице есть одна глава, которая стала особенно популярной у адвентистского народа — «Гл.4 Свидетельства веков». В ней приводится список «исторических» свидетельств о соблюдении субботы христианами на всем протяжении двухтысячелетней истории. Если бы аргументы, приведенные в этом тексте, были бы корректны, она оказала бы неоценимую помощь адвентистам – ведь для нас составляет очень большую проблему доказать, что ранняя церковь (которая, по идее, должна была бы сохранить чистоту первозданной апостольской веры хотя бы два столетия) соблюдала субботу. Естественно, адвентисты сразу же начали копировать этот текст на всяких форумах и очень удивлялись, когда их поднимали на смех. Эти «свидетельства» никуда не годились.
Давайте предоставим слово самому Марку Финли:
Исторические документы свидетельствуют о глубоком интересе к почитанию субботы. У Бога были преданные Ему и послушные последователи, которые защищали Божью истину. И хотя свеча этой истины иногда лишь мигала, стойкие приверженцы этой истины охраняли ее пламя.
Первое столетие по Р. Хр.
Иосиф Флавии. «Нет ни одного эллинского или варварского города, ни одной такой нации, куда бы не проник обычай отдыхать в седьмой день!» (M'Clatchie, Notes and Queries on China and Japan, edited by Dennys, Vol. 4, Nos. 7, 8, p. 100).
И чуть ниже:
Филон. Провозглашает седьмой день праздничным не в этом или том городе, а во вселенной (M'Clatchie, Notes and Queries, Vol. 4, 99).
Цитировать иудея Иосифа Флавия и иудея Филона Александрийского в поддержку широкого соблюдения субботы ранними христианами, мягко говоря, глупо. Иудеи не христиане, и они до сих пор соблюдают субботу. Сам Иосиф Флавий имел ввиду, что практика соблюдения седьмого дня недели была широко распространена и среди языческих народов, где она была частью местной религиозной культуры. Примерно в том же духе высказался и Филон. Но Марк Финли этого не знает – он не читал самого Флавия (которого изучают на первом курсе семинарии). Обратите внимание – он цитирует Флавия и Филона по какой-то книжке про Японию и Китай!
Христиане первого века. «Тогда духовное семя Авраама полетело в Пел, на другую сторону Иордана, где они нашли безопасное место для убежища и могли служить своему Господу и соблюдать субботу» (Eusebius's Ecclesiastical History, b, 3, chapter 5).
Это еще один пример, где Марк Финли не удосужился проверить цитаты, которыми он пользовался. У Евсевия Кессарийского в «Церковной истории» такой цитаты нет! Точнее, она звучит иначе:
«Более того, люди, принадлежавшие к Иерусалимской Церкви, повинуясь откровению, данному перед войной почтенным тамошним мужам, покинули Иерусалим и поселились в Персе, в городе Пелле; уверовавшие в Христа выселились из Иерусалима; вообще все святые оставили столицу Иудеи и всю Иудейскую землю. Божий суд постиг, наконец, иудеев, ибо велико было их беззаконие пред Христом и Его апостолами; стерт был с лица земли род этих нечестивцев»
Я начал вспоминать, где еще говорится о бегстве христиан в Пеллу. В принципе, про это событие говорит еще Епифаний Кипрскоий «О весах и мерах» (De ponderibus et mensuris. 15), но там тоже нет ничего про субботу. Видимо, Финли просто опирается на текст какого-нибудь более или современного защитника соблюдения субботы, который, в свою очередь, предположил, что иерусалимские беженцы не просто не могли не соблюдать субботу. Но это не подлинные слова Евсевия.
Итак, доказательств соблюдения христианами субботы в первом веке не приведено, а приведенные «аргументы» не получается назвать иначе, как смехотворными.
Дальше Марк Финли переходит ко второму веку и приводит цитаты историков, которые говорят, что в это время христиане активно соблюдали субботу, только вот текстов самих христиан не приводит. Возникает закономерный вопрос – кому я должен верить, каким-то цитатам из неведомых источников, или подлинным трудам отцов церкви 2-го века, писавших о соблюдении воскресенья?
А вот и сами ссылки, на которые опирается Финли:
Dialogues on the Lord's Day, p. 189. London: 1701, by Dr. Т. Н. Morer, a Church of England divine - издание 18 века.
Geschichte des Sonntags, pp. 13, 14 – книга на немецком «История Воскресенья», когда издана, кем написана?
Gieseler's Church History, Vol. 1, ch. 2, par. 30, р. 93 – История Церкви Геслера
The Whole Works of Jeremy Taylor, Vol. IX, p. 416, R. Heber's Edition, Vol. XII, p. 416 тоже 17 век.
A Learned Treatise of the Sabbath, p.77 – Ни автора, ни издательства, ни года издания. Подскажу – это книга 17 века. Автор Brerewood Edward,
В качестве подтверждения соблюдения субботы ни приведено ни одного исторического свидетельства, относящегося к самому 2-му веку.
Ни одного весомого аргумента, кроме непонятно как оформленных ссылок на труднодоступные книги, нет. Звучит весьма неубедительно.
Дальше:
Третий век по Р. Хр.
Египет. («Оксиринкский папирус», 200-250 гг. по Р. Хр.) «Если вы не сделали субботу настоящим священным днем покоя, вы не увидите Отца» (The Oxyrhynchus Papyri, pt. 1, р. 3, Logion 2, verso 4-11, London: Offices of the Egypt Exploration Fund, 1898).
Оксиринхских папирусов было много. В данном случае идет речь об апокрифе «Логии Иисуса» из Оксиринха. И это действительно очень и очень древний текст. Если сам папирус и датирован 3 в, то сами логии, возможно, были составлены очень давно и как литературный источник даже древнее канонических евангелий.
Электронную версию каталога оксиринхских папирусов 1898 г. можно посмотреть вот здесь: http://www.archive.org/stream/oxyrhynchuspapyr01grenuoft#page/2/mode/2up
Ранние христиане. «Седьмой день, суббота, торжественно отмечался Христом, апостолами, простыми христианами до Лаодикийского собора, который упразднил его» (Dissertation on the Lord's Day, pp. 33, 34, 44).
Это что за текст «Диссертация о Дне Господнем»? Кто автор, когда был написан? Ладно, подскажу, это William Prynne автор 17 века.
От Палестины до Индии (Церковь Востока). До 225 года по Р. Хр. существовали большие епархии или ассоциации Церкви Востока (соблюдающих субботу), они простирались от Палестины до Индии (Mingana, Early Spread of Christianity, Vol. 10, p. 460).
Здесь речь идет про несториан. Сам автор книги Alphonse Mingana, принадлежал к Ассирийской Церкви Востока (Несторианской). Честно говоря, я немного недоумеваю, как в 3 веке могли появиться несторианские епархии, простиравшиеся от Палестниы до Индии, если сами несториане появились только в 5 в, а миссионерской деятельностью в Азии занялись еще позже? К сожалению, у меня нет под рукой труда Альфонса Мингана, поэтому эту тему я дальше развивать не буду и предлагаю читателям самим сделать вывод.
Индия (Буддистское противостояние, 220 г. по Р. Хр.). Кишанская династия Северной Индии созвала знаменитый совет буддистских священнослужителей в Вейсалии, чтобы прийти к единообразию среди буддистских монахов в вопросе соблюдения священного дня покоя. Некоторые, находясь под сильным впечатлением от книг Ветхого Завета, начали почитать священную субботу (Lloyd, The Creed of Half Japan, p.23).
Вполне может быть. Весьма интересный факт. Но какое это может иметь отношение к христианскому соблюдению субботы?
Убедительных доказательств соблюдения субботы в III в. опять не приведено…
Четвертый век no P. Хр.
Италия и Восток. «Это соблюдалось в основном в восточных церквах и в некоторых западных... В Милане, к примеру, суббота не почиталась... но восточные церкви или любые другие, соблюдающие этот день, были склонны к иудаизму; они собирались вместе в субботний день для поклонения Иисусу Христу, Господину субботы» (History of the Sabbath, Part. 2, par. 5, pp. 73, 74. London: 1636. Dr. Heylyn).
Лаодикийский собор — 365 г. по Р. Хр. «Канон 16 — в субботу Евангелие и другие части Священного Писания должны читаться вслух». «Канон 29 — христиане не должны иудействовать и бездельничать в субботу, но должны работать в этот день, однако воскресенье они должны особенно почитать и, будучи христианами, должны по возможности не работать в этот день» (Hefele's Councils, Vol. 2, b. 6).
Здесь просто цитируется текст канонов поместного собора Фригийской церкви. Судя по всему, Финли мыслит примерно так – если субботу запрещали, значит было, что запрещать – она соблюдалась. Но это слишком мало, чтобы быть полноценным доказательством.
Восток. «Древние христиане очень чтили субботу, седьмой день недели... Совершенно ясно, что все восточные церкви и большая часть мира соблюдали субботу как праздник... Афанасий говорит нам, что они собирались на религиозные собрания по субботам не под влиянием иудаизма, но для поклонения Иисусу, Господину субботы. Епифан говорит то же» (Antiquities of the Christian Church, Vol. II, Book XX, chap. 3, Sec. 1, 66.1137, 1138).
Автор Joseph Bingham. То же самое – автор из 17 века. Но в его труде Antiquities of the Christian Church я уже нашел ссылочки на отцов:
Athan. Hom. De Semente t 1. P. 1060
Афанасий Великий Беседа о сеятели. Вот что пишет Афанасий «У древнего человека в великом почтении находилась суббота, но это празднование Господь перенес на день воскресный".
Даже если учесть, что этот текст обычно относят к неподлинным текстам (поэтому его очень сложно найти), он прямо противоречит утверждению Финли.
Epiphan. Exposit. Fid t.1.p.1107 Епифаний Кипрский. Изложение кафолической веры (из 3-й книги "Против ересей")
«Вместо обветшалого во Христе обрезания Церковь приняла крещение и вместо покоя малой субботы установила покой в Великую Субботу… Церковь повелевает также воссылать к Богу молитвы постоянно, как можно чаще, со вниманием и коленопреклонением в определенные дни, ночью и днем. В некоторых местах и в субботы бывают священные собрания.»
Опять же, здесь идет речь о том, что в субботы бывают священные собрания, а не о том, что верующие пребывают в субботу в покое. Здесь речь идет не о, якобы, существовавшей в 4 веке практике субботнего покоя, а о существовании в некоторых местах традиции проводить субботнее богослужение, являющейся воспоминанием о древней практике.
Нужно еще отметить невежество русского редактора этого текста. Епифания Кипрского назвали Епифаном.
Абиссиния. «Во второй половине этого столетия Святой Амвросий Миланский официально подтвердил, что абиссинский епископ Мазес «объехал почти всю страну Серее (Китай)». Более семнадцати веков абиссинская церковь продолжала освящать субботу как священный день, согласно четвертой заповеди» (Ambrose, De.Moribus, Brachmanorium Opera Omnia, 1132, found in Migne, Patrologia Latina, Vol. 17, pp. 1131-1132).
De Moribus Brachmanorum (в тексте Финли ошибка). Текст «Об обычаях брахманов» – крайне сомнительный текст, ложно приписываемый Амбросию, рассказывающий полусказочные истории о жизни Индии и праведных брахманах, которым еще до пришествия на землю Христа были известны христианские догматы.
Опять же, если речь идет только об Амвросиии, то на чем основано утверждение про 17 веков соблюдения субботы?
Испания — Синедрион Эльвира, 305 г. по Р. Хр. Канон 26 синедриона Эльвира показывает, что церковь Испании в это время соблюдала субботу, седьмой день недели. «Что касается поста каждую субботу: решено, что ошибка должна быть исправлена в соблюдении поста каждую субботу». Это решение собора находится в прямой оппозиции к политике, проводимой римской церковью, объявившей заповеданную субботу постным днем, чтобы унизить ее и отвратить от нее людей.
Это что за «синедрион» такой? У христиан не синедрион, а собор. Но это уже не сам Финли написал, а наши переводчики. В любом случае, здесь идет речь о субботнем посте, а не о соблюдении субботы. Что касается происков католической церкви по поводу унижения субботы, обратите внимание на то, что будет писать Финли про 5-ый век чуть ниже.
Персия, 335—375 гг. по Р. Хр. (40 лет преследования при Шапуре II). Общее недовольство против христиан: «Они презирают нашего бога — солнце, они проводят священные служения по субботам, они оскверняют священную землю, хороня своих умерших в ней» (Truth Triumphant, p.170).
Здесь Финли превзошел сам себя и цитирует адвентиста. Но и в исходном тексте книжки Вилкерсона (http://www.godrules.net/library/wilkinson/wilkinson.htm) я тоже не нашел вразумительных ссылок. Он там пишет что-то вроде: «Типичной жалобой на христиан во время гонений было что-то вроде: … и дальше цитата, которую взял Финли.
В отличие от предыдущего века, где нашелся один Оксиринхский папирус, здесь только одни ошибки и неточности.
Пятый век по Р. Хр.
Христиане пятого века. Даже до пятого века соблюдение еврейской субботы продолжалось в христианской Церкви (Ancient Christianity Exemplified, Lyman Coleman, ch. 26, sec. 2, p. 527).
Я никак не могу понять, почему господин Финли так упорно ссылается на труды историков. Что он хочет этим доказать? Историк не является современником описываемых событий, он может судить о них лишь на основании конкретных исторических свидетельств современников. Какой смысл в утверждении историка, если это утверждение не подкреплено конкретной ссылкой на свидетельство современника? В таком случае оно является лишь его догадкой или деталью его реконструкции.
Но даже если Финли все-таки настаивает на подходе «жираф большой, ему видней» нужно было бы подобрать хотя бы тех жирафов, которые единодушны с той точкой зрения, которую он пытается защищать. Этот тасый Lyman Coleman в своей книжке (http://www.archive.org/stream/ancientchristia01colegoog#page/n533/mode/1up), изданной в 1853 г. не только щедрой рукой отмерил целых пять веков соблюдения субботы, но еще и заявил, что истоки соблюдения Воскресенья восходят к излиянию Св. Духа во дни Пятидесятницы.
Марку Финли, раз уж он не может подтвердить свои тезисы ничем, кроме цитат из старых книг, следовало бы не просто выдергивать из текста приятные его слуху слова, но хотя бы попыться в двух словах описать ту историческую концепцию, которую отстаивает цитируемый им автор.
В день Иеронима (420 г. по Р. Хр.) самые благочестивые христиане делали обычную работу в воскресенье (Treatise of the Sabbath Day, by Dr. White, Lord Bishop of Ely, p. 219).
Из английского оригинала книги Финли: In Jerome's day (420 A.D.) the devoutest Christians did ordinary work on Sunday. "Treatise of the Sabbath Day," by Dr. White, Lord Bishop of Ely, p. 219
Наверное, здесь имеются ввиду «дни Иеронима», то есть, времена жизни Иеронима Стридонского. Это уже ошибка самого Финли, а не переводчика. К сожалению, я не нашел книгу Франциска Уайта, жившего в на рубеже 15-16 вв, но в любом случае, непонятно, что хотел сказать Финли, приводя его цитату. Или он считает, что работа в воскресенье автоматически означает соблюдение субботы?
Франция. «И везде, за исключением Веспера и Ноктюрна, у них нет богослужений, кроме субботы (священного дня отдыха) и воскресенья» (John Cassian, a French monk, Instituttes, Book 3, ch. 2).
Ссылка на Иоанна Кассиана Римлянина – знаменитого отца церкви, борца с пелагианами, которого Финли скромно назван «французский монах». Финли ссылается на его основной труд - De institutis coenobiorum (О постановлениях киновитян) Этот текст доступен в интернете на русском, на английском и на латыни. Предлагаю Вам самостоятельно просмотреть эти тексты и убедиться, что в этот трактате Иоанна Кассиана ни о чем подобном не говорится.
Английский http://www.newadvent.org/fathers/3507.htm
Русский: http://www.consensuspatrum.ru/
Латинский: http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/0360-0435,_Cassianus_Ioannes,_De_Coenobiorum_Institutis_Libri_Duodecim,_MLT.pdf (стр.32)
Африка. «Августин порицает тот факт, что в двух соседних церквах в Африке в одной соблюдают седьмой день, субботу, в другой держат пост в этот день» (Dr. Peter Heylyn, The History of the Sabbath, p. 416).
Не совсем так! Тот же самый Питер Хейлин вовсе не говорит о «соблюдении субботы» (то есть, ничего не делании). Тут речь идет именно о субботнем посте.
Испания. «Амвросий освятил седьмой день как священный день покоя (как он сам говорит). Амвросий имел большое влияние в Испании, которая также соблюдала субботу» (Truth Triumphant, p. 68).
Вообще-то, Амвросий Медиоланский умер в 397 г. (4 в.) Ну да ладно… Здесь я лишний раз хотел бы напомнить, что это за книга- Truth Triumphant, к которой в очередной раз обращается Финли. Это идеологически верная адвентистская книга идеологически верного адвентиста Бенджамина Вилкинсона – первого адвентистского богослова, получившего PhD, горячего сторонника KJVo шников. Я еще как-то могу понять желание Финли сослаться на авторов 17 века, все-таки кому-то может показаться, что прошедшее время придало авторитет их словам. Но с какой стати Финли ссылается на труд такого же как он адвентиста? Может быть, в этот труде приведены какие-нибудь в высшей степени убедительные доказательства соблюдения субботы Амвросием, вроде ссылок на его собственные труды? Но там на этот счет пусто.
То, что Марк Финли в одной главе два раза процитировал того, чье мнение в данном вопросе вообще не может иметь какого-то веса, мягко говоря, огорчает. Когда же наши церковные мужи поймут, что религиозная публицистика – это не переписывание друг у друга фраз и фрагментов текстов? Почему во всей нашей церкви не найдется кто-то, кто доходчиво объяснит им, что подобная работа отличается от написания рефератов, которые им задавали делать в школе?
Сидон (говоря о короле Теодоре Готском, 454-526 гг. по Р. Хр.) «Дело в том, что в прошлом на Востоке был обычай почитать субботу, так же как и воскресенье, и проводить священные собрания, в то время как, с другой стороны, люди на Западе, тяготеющие к воскресенью, пренебрегают празднованием субботы» (Apolhnaris Sidonii Epistolse, lib. 1,2; Migne, 57).
Вообще- то, не Сидон, а Апполинарий Сидонский. К сожалению, о нем вообще ничего сказать не могу. Хотя у меня и есть латинские тексты Миня, латынь я не знаю.
Италия — Милан. «Амвросий, досточтимый епископ Миланский, сказал, что когда он был в Милане, он соблюдал субботу, но когда он был в Риме, то соблюдал воскресенье. Отсюда пошла пословица: "Когда ты в Риме, делай, как римляне"» (Heylyn, The History of the Sabbath, 1612).
Странно, говоря, выше о том, что в Милане суббота не почиталась, здесь он говорит обратное. Разве нельзя было подобрать цитаты так, чтобы они, хотя бы, были согласны между собой?
Константинополь. «Люди Константинополя почти везде собирались по субботам, а также в первый день недели — обычай, которого никогда не придерживались в Риме и в Александрии» (Socrates, Ecclesiastical History, Book 7, chap. 19).
Египет. «В Египте есть города и деревни, где вопреки установленному люди собираются вместе по субботам вечерами и, хотя они перед этим обедали, участвуют в таинствах» (Sozomen, Ecclesiastical History, Book 7, chap. 19).
Ссылки на Сократа Схоластика и Созомены верны и составляют предмет гордости адвентистов, так как лишний раз свидетельствуют о том, что в некоторых уголках церкви сохранялась хоть и не сама практика соблюдения субботы, а некое воспоминание о ней – субботнее богослужение.
Папа Иннокентий, 402-417 гг. по Р. Хр. Папа Сильвестр (314-335) был первым, кто приказал церквам держать пост в субботу, а папа Иннокентий (401-417) сделал это неукоснительным законом в церквах, которые были послушны ему. (Чтобы развенчать субботу.) «Иннокентий приказал соблюдать пост в субботу, святой день покоя» (Dr. Peter Heylyn, History of the Sabbath, Part 2, ch. 2, p. 44).
Хотя Финли (да и другие адвентисты) очень любит говорить про субботний пост, я хотел бы напомнить, что субботний пост не имеет никакого отношения к соблюдению субботы согласно 4-ой заповеди, как бы не хотелось обратного Марку Финли. Вот что пишет о субботнем посте тот же самый «французский монах» Иоанн Кассиан:
«Совершать бдения в субботний вечер — определено на Востоке еще с начала веры христианской в подражание апостолам, которые после того, как Господь и Спаситель наш был распят в вечер пятницы, бодрствовали и не предавались ни малейшему сну. По причине бдения, мужи апостольские, в уважение к трудам бдения, положили в субботу не поститься. Таким образом, отмена поста ничуть не доказывает общего нашего с иудеями празднества, но оно необходимо для подкрепления утомленного тела, потому что, если не отменить пост в субботу и воскресенье, то постившийся на неделе пять дней обязательно ослабнет. По мнению западных, пост в субботу нельзя, упразднять, потому что апостол Петр, готовясь вступить в борьбу с волхвом Симоном, постился в этот день. Но сама причина, по которой постился апостол Петр, показывает, что он постился в субботу не потому, что на то было соборное определение, а по требованию обстоятельства. Поэтому пост апостола Петра был особенный, однократный, а не общий, не постоянный; он стал бы поститься и в воскресенье, если бы ему довелось вступить в борьбу в этот день.» (Послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей, книга 3. Гл.9,10)
***
Здесь мы остановимся. Дальше Финли в своей книге приводит рассказ о святом Патрике, соблюдавшем субботу, о различных религиозных деятелях в Европе, соблюдавших субботу в Средние Века и Новое Время, главным образом, о баптистах седьмого дня. Естественно, он рассказал про соблюдение субботы вальденсами, хотя они ее как раз не соблюдали. Заканчивает Финли свой рассказ о соблюдении субботы адвентистами седьмого дня. Лучше было бы, чтобы именно с них Финли и начал, так как доказать существование практики соблюдения субботы в ранней церкви у него не получилось. А поздние времена нас уже не волнуют, так как в этом случае теряется сам смысл этой главы —«Свидетельство веков». Ведь в таком случае ее следовало бы переименовать в «Свидетельство недавнего времени»
Если внимательно просмотреть все его «аргументы», то какой-то вес, хоть и минимальный, могут иметь только один или два аргумента. Остальные тезисы Финли пестрят ошибками. Естественно, мы, как единоверцы Марка Финли, вынуждены рассматривать все это безобразие с непонятными ссылками и искаженными цитатами именно как ненамеренную ошибку, но вот у стороннего читателя вполне может сложиться впечатление, что его вполне преднамеренно обманывают. По сути своей, книга Марка Финли – это антимиссионерская книга, книга, которая своей нечестностью отпугивает людей, создавая у них впечатление, что в церкви АСД им смогут предложить только такую ложь.
Однако, нужно учитывать, что книга Финли написана не для того, чтобы поддержать библейскую практику соблюдения субботы, а для того, чтобы поддержать традиционную мифологию наших консерваторов – традиционных адвентистов. То есть, их веру в вымысел про то, что соблюдение субботы является признаком принадлежности к апокалиптическому «Остатку», а произошедшая на заре христианства замена субботы воскресеньем была деянием Римско-Католической Церкви – апокалиптического Вавилона. Найти исторические подтверждения этому мифу просто невозможно, поэтому подкреплять его можно только такими вот выдуманными для самих себя «свидетельствами веков». Книга Финли является хорошим примером того, как нелепо может выглядеть попытка подогнать историю под ошибочное мировоззрение.
Комлев Алексей