просмотров: 10003 | История церкви, догматика
Что такое символ веры? Многие исследователи считают самым ранним христианским символом веры текст: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.» (1Тим.3:16) Наиболее ранние свидетельства о символе веры есть у Иринея Лионского и Тертуллиана. Вот что пишет Тертуллиан о «правиле» (или символе) веры:
«Вот правило или символ нашей веры. Мы исповедуем его всенародно. Мы веруем, что существует единый Бог, Творец мира, извлекший его из ничтожества Словом своим, рожденным прежде всех век. Мы веруем, что Слово сие есть Сын Божий, многократно являвшийся патриархам под именем Бога, одушевлявший пророков, снисшедший наитием Бога Духа Святого в утробу девы Марии, воплотившийся и рожденный от нее; что Слово сие есть Господь наш Иисус Христос, проповедовавший новый закон и новое обетование царствия небесного. Мы веруем, что Иисус Христос сотворил многие чудеса, был распят, в третий день после своей смерти воскрес; вознесся на небо, где воссел одесную Отца своего; что Он вместо себя послал Духа Святого, дабы просвещать и руководить Церковь свою; что наконец Он придет с великою славой даровать святым своим жизнь вечную и неизреченное блаженство, и осудить злых людей в огонь вечный, воскресив тела как наши, так и всех других людей.» (De praes. haer. 13)
Аминь! Но для чего Тертуллиан приводит это «правило»? Чтобы дать отпор еретикам. Не случайно он говорит о нем в своем трактате «De praescriptione haereticorum» (это название все переводят как заблагорассудится из-за сложного юридического термина «отвод возражений») Да и Ириней Лионский известен нам как борец с ересями, главным образом, с гностиками. Следовательно, помимо основной функции – служить предельным минимумом спасительных истин, которые должен познать человек («Не знать ничего против (кроме) Правила веры - это знать все». (Тертуллиан De praes. haer. 14). Впрочем, сам Тертуллиан отнюдь не следовал этому принципу, что видно по тому, к чему он пришел в конце жизни. Хотя монтанаисты-катафгийцы, возможно, были даже ближе к истине, чем нормативные христиане.) символ веры являлся еще и средством исключения ересей.
Весьма показателен здесь пример Никео-Царьградского символа веры. В нем каждое слово имеет смысл, о котором мы часто даже не догадываемся. Он составлялся так, чтобы ничто в нем не могло послужить зацепкой для еретика.
Давайте рассмотрим это поближе:
| продолжение чуть позже ... |