просмотров: 8347 | Публикации друзей сайта
Поделюсь соображениями по поводу статьи Е.Зайцева "О соотношении Писания и Предания". http://www.odinblago.ru/dogmatika/o_sootn_pisan_i_predan/ Прежде всего, удивляет момент, когда автор, оставив богословские рассуждения принимается упрекать православных в незнании Писания. Что впрочем, характерно для протестантской полемики. Они очень любят переходить на "безличные личности" каких-то православных. Я думаю, любой православный возразил бы Зайцеву, что также губительно знать Писание наизусть и не имея Духа, а надмеваясь знанием толковать Писание превратно. Конечно такие нападки сильно снижают впечатление. Но это вопрос богословской культуры. Я думаю, в данном случае Зайцев следовал античной традиции псогоса (поношения), когда, например, Василий Великий мог сказать оппоненту, дескать, "может ли быть прямое учение у того у кого и ноги кривы".
По сути содержания. Зайцев выступает с критикой православного взгляда, при котором Священное Писание является частью Священного Предания. Анализируя его он (совершенно правильно) приходит к выводу, что содержание Предания в Православии не определено. Верно, Православие акцентирует невозможность окончательного определения содержания Священного Предания.В этом нет ничего странного. Схоластика в стремлении "разложить веру по полочкам" неизменно заходит в тупик.Такой крупный специалист по Лосскому мог бы вспомнить об АНТИНОМИЧНОСТИ ХРИСТИАНСТВА, столь часто подчёркиваемой этим богословом. Бог одновременно ОДИН и ТРОЕ, Христос одновременно Бог и Человек в полноте. Мы отделяем Лица в Троице не в реальности (иначе мы были бы арианами) и не уме (иначе мы были бы модалистами-савелианами), но "неким неразличимым различием" [http://www.slavonic-english.com/symeon/hymn59.htm]. Свт. Ириней Лионский, определяя Церковь в полемике с гностиками, даёт классическую для Православия формулу: "Где Церковь, там и Дух Святой, и где Дух Святой, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина" (Пр. Ер. III.24.1). Естественно, с точки зрения формальной логики это бессмыслица (круг в доказательстве). То есть Православие мирится с подобной неопределённостью весьма давно, нужно только её эффективнее богословски выявлять,чтобы не путались "внешние".
С православной точки зрения, Преданием является Сам Христос, являемый в Евхаристии (которая, напомню, есть Тело Христа то есть Церковь). Именно в Евхаристии Христос является верным в снедь (вкушается) нетления, именно на Евхаристии Писание озвучивается как Слово Бога.
Это очень важный акцент для православия. Любое использование Писания вне Евхаристии - служебное (миссионерское,назидательное и т.п.). Именно на Евхаристии Писание является в славе Царства, Словом Живого Воскресшего Богочеловека.Таким образом, всё прочее содержание Предания: Символы Веры, творения Отцов и т.п. является вторичным, разъяснительным.
Здесь уместно провети аналогию с Церковью. Церковь - земная и небесная. Подобно тому, как Церковь состоит из верных и ложных членов, причём мы не можем отличить одних от других. и Предание состоит из собственно Предания и преданий [Лосский Предание и предания. http://azbyka.ru/hristianstvo/svyaschennoe_predanie/sviashennoe_pisanie_istochnik_pravoslavnoy_very.shtml ]. Причём предания (с маленькой буквы) не обязательно ложные. Это то, что не составляет содержания Веры (например, пасхальные куличи,обручальные кольца). Поэтому Православие и не дало никакого нормативного Предания, никакой символической книги, памятуя что единственная, в собственном смысле, Книга Церкви - Слово Божие, но не мёртвая буква, а живое, звучащее в сердцах и ведущее к полноте Общения в Евхаристии.
Не впадая и в текстопоклонство Православие не закрывало до конца Канон (неопределённый статус неканонических книг, квазиканоничность 1и 2го посланий Климента Римского - согласно первому канону Трулльского собора), не объявляло какой-либо вариант текста каноническим, и даже (обладая тем же, что и у апостолов Духом) устами прп. Силуана Афонского осмеливалось заявить:
"Если же предположить, что по тем или иным причинам Церковь лишается всех Своих книг, т. е. Ветхого и Нового Заветов, Творений святых отцов и богослужебных книг,
то Предание восстановит Писание, пусть не дословно, пусть иным языком, но по существу своему, и это новое Писание будет выражением все той же «единожды преданной Святым веры» (Иуд. 1, 3), выявлением все того же Единого Духа, неизменно действующего в Церкви, являющегося Ее основой, Ее сущностью" [http://lib.eparhia-saratov.ru/books/17s/sofronii_saharov/Siluan_Afonskiy1/10.html] .
Зайцев же, не понимая всего этого, пытается сыграть на мнимой противоречивости Предания.
При этом он забавно путает "Правила св. апостолов" (являющие основой канонического права на Западе и Востоке) и "Апостольские постановления" (литургико-канонический памятник арианского происхождения). Весьма упрощает историю спров об апокатастасисе и т.п. Естественно, он "забывает" рассмотреть классическое место о предании у Василия Великого в "послании к Амфилохию о CВ.Духе" [http://krotov.info/library/03_v/vasiy_vel/predan.htm].
Таким образом, статическому пониманию Божественного Откровения в Протестантизме, Православие противопоставляет динамическую модель развивающегоя Предания. Откровение не прекратилось со смертью апостолов, Святой Дух не покинул Церковь. Апостолы оставили Писания, но для их разумения нужен тот же Дух. Иначе множащиеся расколы (что и происходит в протестантизме с момента его появления) будут демонстрировать приземлённость бесчисленных толкований. Неверно также, что динамический подход к Откровению умаляет Писание. Писание, в таком случае оказывается, столпом, жемчужиной и пробным камнем Предания. Без Слова Божия, Писания основа которого самооткровение Слова-Логоса, Предание (с большой буквы) рассыпется не груду человеческих преданий.
- не обладая талантом и трудолюбием Оригена на сём перестану утомлять любезных читателей.
Конец и Богу слава!
Юрий Канча