просмотров: 6323 | Жизнь современной церкви
«И так сравнив себя и свое войско с множеством варваров и неприятелей, прибег я с молитвою к отечественным богам. Оставленный ими без внимания, а между тем, видя затруднительное положение моего войска, я вызвал так называемых у нас христиан и по розыску нашел их великое множество: и я выразил свой гнев на них, чего, впрочем, не следовало делать, так как узнал я в последствии силу их. Они приступили к делу не приготовлением стрел, оружия и труб: это им противно по уважению к Богу, которого носят в совести; ибо надо признаться, те, коих почитаем мы безбожниками, имеют в совести своей живущего Бога. Повергнувшись на землю, они начали молиться не только за меня, но и за все бывшее войско, чтобы Бог утешил нас в настоящей жажде и голоде; ибо мы уже пятый день не пили воды, за неимением ее; потому что находились мы на средине Германии и в пределах врагов. Лишь только христиане повергли себя на землю и начали молиться Богу, которого я не знал, тотчас явился с неба дождь, для нас прохладнейший, а для врагов Римских он был градом огненным.» (I Apol. 78)
Мы можем с уверенностью сказать, что слова Марка Аврелия, переданные Иустином, о том, что «приготовление оружия» христианам «противно по уважению к Богу» отражают позицию ранних христиан по отношению к службе воина. При этом, Иустин, рисуя образ христианина, твердо стоящего в вере Христовой перед лицом смерти, представляет его как человека, отложившего всякую мысль об убийстве или вражде с кем-либо:
«И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем.»(I Apol. 39)
Еще более явно эта мысль прослеживается в его «Разговоре с Трифоном Иудеем»:
«…Они не понимают того, что видно из всех мест Писания, — что возвещено два пришествия Христа: одно, в котором Он представляется, как Страдалец, бесславный, обесчещенный и распятый, а другое, — в которое Он со славою придет с небес, когда человек отступления, говорящий гордые слова даже на Всевышнего, дерзнет на беззаконные дела на земле против нас — христиан, нас, — которые, узнавши Богопочтения из закона и учения, вышедшего из Иерусалима чрез апостолов Иисуса, прибегли к Богу Иакова и Богу Израиля, и каждый из нас, будучи прежде исполнен войною, взаимным убийством и нечестием всякого рода. по всей земле переменил воинские орудия, — наши мечи на орала и копья на земледельческие орудия — и мы возделываем благочестие, праведность, человеколюбие, веру, надежду, данную Самим Отцом чрез Распятого, …» (Dial. 110) Я специально процитировал столь обширный отрывок. Здесь видна еще одна причина, по которой ранние христиане избегали службы в римской армии – он верили, что с первым пришествием Христа исполнилось пророчество Исаии: «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.» (Ис.2:4, Мих.4:3) И это действительно так!
Афинагор Афинский раскрывает еще одну сторону невозможности участия христиан в войнах и иных человекоубийствах: «Кто не стремится с любовью на зрелища борьбы гладиаторов и зверей, особенно если они даются вами? Но мы, думая, что смотреть на убийство почти то же, что совершать оное, отказываемся от таких зрелищ. Как же мы, которые даже не смотрим на убийства, чтобы не приобщиться преступлению, можем сами быть убийцами? Если мы утверждаема что женщины, вытравляющие зародившихся младенцев, делают человекоубийство и дадут Богу отчет за вытравление, то как же сами станем убивать человека?» (Leg. 35) По мнению Афинагора убийство является убийством всегда, независимо от его целей и причин: «Мы во всем и всегда равны и одинаковы, подчиняясь разуму, а не владычествуя над ним.» (Leg. 35) (Кстати, у этого фрагмента из «Прошения о защите христиан» весьма интересный контекст, с которым я настоятельно рекомендую познакомиться.)
Однако, в более поздние периоды отношение христиан к службе воина приобрело еще больший негативный оттенок. Известный ригорист Тертуллиан в своем трактате «О венке воина» высказывает прямое осуждение службы воина: «Прежде всего, нужно рассмотреть, могут ли христиане вообще быть солдатами… И будет ли законным воевать мечем, когда Сам Господь провозгласил, что взявший меч от меча и погибнет? И как будет участвовать в сражении сын мира?... Конечно, совсем другое положение, если он становится верующим, находясь на военной службе… Однако, как только он принимает веру и запечатлевает её (при крещении), - необходимо сразу же или оставить службу в армии, как поступают многие, или же совершать такие действия в армии, чтобы не согрешить против Бога и не делать того, что не допускается даже вне военной службы; или же в конце концов он должен страдать ради Бога, из-за принятой веры. Ибо клятва при поступлении на военную службу не может быть нарушена без наказания и не освобождает от мученичества (De Cor.11)
Поэтому, в своем желании избежать службы в армии адвентисты полностью солидарны с ранней апостольской церковью.
Немного отвлекаясь от темы нашего разговора, хотелось бы упомянуть о том, что подход к службе в армии сильно изменился при Константине Великом, который при наборе в армию отдавал предпочтение именно христианам, как наиболее верным ему последователям. Однако, Юлиан Отступник - император, появившийся на престоле вскоре после Константина, запретил христианам служить в армии. Юлиан надеялся повернуть историю вспять, желая реставрировать язычество. Но времена языческой реакции давно прошли и максимум, что он мог сделать – это издеваться над христианами, конфисковывая их имущество, говоря при этом, что делает для них благодеяния «ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.» (Лук.18:25) и запрещая им служить в армии (самый быстрый способ карьерного роста), напоминая христианам, что они не вправе никого убивать. И это только лишний раз подтверждает общее настроение среди христиан.
Что я еще не сказал по этому вопросу? Шестая заповедь гласит «Не убивай». Христос учил нас «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф.5:39) Как писал об этом один из Отцов Церкви Лактаций: «Зачем воевать и вмешиваться в чужие распри тому, кто в душе своей мирен со всеми людьми». Тем более «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.» (Еф.6:12) «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы» (2Кор.10:3,4)