Богословие и жизнь


Регистрация
ФОРУМ | ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ | ГЕНЕРАТОР ПРОПОВЕДЕЙ

просмотров: 7335 | История церкви, догматика

Напечатать

Гностическое учение Валентина в трактате «Против ересей» Иринея Лионского


Учение Валентина являлось вершиной гностической доктрины. До него над ней трудились Василид и Карпократ. Василид занимался вольным толкованием Священного Писания, творя сущий произвол. Итогом этого произвола стал фундаментальный трактат «Экзегетика», который до нас по понятным причинам не дошел. Карпократ же не придумал ничего достойнеее, чем учить своих последователей предаваться развратным оргиям (об этом, помимо Иринея (Contr. Haer. I. 25. 3) упоминает Климент (предположительно Климент Александрийский) в письме к Феодору) и поклоняться самодельным идолам. Валентин же создал достаточно стройную систему, имеющую категориальный аппарат, понятия которого были образованы из часто употребляемых в Библии слов.

Возьмем для примера валентинианскую категорию Плиромы. В трактовке Валентина, в Плироме обитают эоны. Плирома – некая онтологическая субстанция, производная от Первоначала (если я правильно это понял из объяснения Иринея). Слиться с Плиромой – мечта каждого пневматика (истинного гностика). Но дело в том, что «плирома» - просто греческое слово «полнота». Посмотрите, как часто оно употребляется в Библии (и в каких местах!):

«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать…» (Иоан.1:16) «Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их.» (Рим.11:12) «…и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.» (Еф.3:19) «ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота» (Кол.1:19) «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:8,9)

Чувствуете, к чему может привести толкование этих текстов на основе неправильного понимания значения слова «полноты»? Собственно, в библейских текстах слово полнота не имеет каких-то сложных значений, полнота - просто полное количество чего-либо. Но в трактовке Валентина полнота-плирома обретала характерные черты пифагорейских категорий. Оттуда же Валентин взял и свою «четверицу» первоначальных эонов (Ириней Contr. haer. I ) Только пифагорейская тетрактида, если мне не изменяет память, относилась к гносеологии, к не космогонии и теогонии. Христианский же догмат о Троице с пифагорейскими мифами не имел ничего общего. Он существовал во христианстве всегда. Возможно, в древних правилах веры и у ранних Отцов учение о Троице сформулирован не так четко, как на Никейском и Константинопольском соборах, но это не означает, что до них христиане мыслили как-то иначе. Нельзя исключать возможности того, что именно гностики подготовили почву для тяжелых христологических споров последующих веков.

В связи с этим нужно вспомнить об употреблении гностиками еще понятия - «эон». «Эон» - это греческое слово «эпоха» или «временной отрезок», а точнее – «век». Давайте посмотрим, как широкое употребление слова век (эон) в Библии открывало простор для фантазий Валентина, пытавшегося смешать пифагорейство с Христианством:

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. (Матф.6:13) «… как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих»(Лук.1:70) «… и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.»(Лук.18:30) «…а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» (Лук.20:35) «… их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.» (Рим.9:5)

Ну и дальше в том же духе. А о трактовке понятий «логос» («Слово» из Пролога к Евангелию от Иоанна) или «экклесия» (собрание учеников Христа, Церковь) говорить вообще нужно отдельно. Это причиняло особый вред Церкви, так как философия ранней церкви основывалась именно на категории «логоса». Вспомним, какое значение придавал ему Иоанн! Поэтому Ириней дал валентинианам вполне справедливую оценку: «и взявшись, по пословице, из песку вить веревки, пытаются к своим положениям приладить с видом вероятности Господни притчи, или пророческие изречения, или апостольские слова, чтобы вымысел их не казался не имеющим никакого свидетельства; и при этом оставляют в стороне порядок и связь Писаний, и сколько можно, разрывают члены истины. Но переставляя и переиначивая, и из одного делая другое, они успевают обольстить многих призраком нескладно связанных слов Господних» (Contr. Haer. I. 8. 1)


31 марта 2009


Другие новости по теме:

  • Contra Zaytsum
  • Унылый гностицизм
  • Страшная опасность либерального богословия
  • Зачем нужны наши доктрины?
  • Можно ли верить во что-то духовное, не веря в Бога?
  • Как понять текст 1 Тим.4:3-5?
  • Какие обещания Иисус дал своим ученикам?
  • Число зверя: 666 или 616?
  • О символе веры

  • Комментарии



    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Имя:*
    E-Mail:
     
    Вопрос:
    Инструмент, которым забивают гвозди?
    Ответ:*
    Введите код: *




    Адвентисты седьмого дня
    Христианские новости
    Библеистика
    История церкви и христианства
    Церковная жизнь
    Проповеди
    Блог
    Публикации друзей нашего сайта

    Если Вы хотели бы сообщить об ошибке в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Remote_NewsBlock loading...


    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru