просмотров: 6775 | Нравственное богословие, проповеди
На днях я наткнулся в ЖЖ на заметку некого атеиста, в которой перечисляются мнимые плюсы ухода в атеизм. Плюсами, по мнению автора, являются, например, возможность попрощаться с суевериями, перестать бояться согрешить и возможность посмотреть на мир под другим углом: жизнь всего одна, поэтому бери от нее все.
Мне сразу вспомнился анекдот про больного энурезом, решившего лечить свой недуг у психолога. Неприятные последствия никуда не исчезли, но теперь он стал ими гордиться. С атеистами примерно та же история. Сейчас суевериям никто не следует, да и прошлые поколения им особого внимания не уделяли, если не считать интереса этнографов, но только одни атеисты этим гордятся. Впрочем, если атеисты в большинстве своем не боятся черных кошек и считают это некой интеллектуальной победой, совсем не значит, что они свободны от всех суеверий вообще. Многие атеисты не видят ничего зазорного в том, чтобы заниматься йогой и тренировать у себя силу кундалини.
Еще более странным выглядит радость атеистов по поводу того, что в атеизме можно мелко грешить - примерно в той области, где верующему обычно бывает стыдно за себя, но ниже той планки, где в дело вступает уголовный кодекс. Это выглядит примерно как поведение спортсмена, который долго изнурял себя длительными тренировками, придерживался особой диеты, а потом плюнул на все и улегся на диван с пивом и чипсами. Похоже, что подобная унылая метаморфоза в глазах атеистов становится важным экзистенциальным прорывом.
На этом я хотел бы остановиться, и обратить ваше внимание, что атеизм умело маскирует одичание и отсутствие успехов под некий личностный рост.
Вообще, когда верующий человек становится атеистом, у него на смену чувственно-образному (мифологическому) мышлению приходит мышление научное. Плоды такой смены не заставляют себя ждать - ведь 95% членов американских академий наук являются атеистами. Если верующий слепо доверяет своим священным писаниям и догматам церкви, то атеист всецело основывается на разуме, логике и научных данных. И если бы вместо христианства в Европе сразу же установился атеизм, мы бы сейчас уже покоряли галактику.
Так думают о себе атеисты. В действительности происходит как раз обратное. В первую очередь это заметно по характеру той информации, которую потребляют и производят атеисты. Я думаю, вы согласитесь со мной, что интеллектуальный мир человека самым лучшим образом характеризуется тем, чем человек этот мир заполняет.
Вся атеистическая литература чрезмерно эмоциональна. Даже если в атеистической книге и содержится какая-то пища для размышлений, она обильно перемежается пятиминутками ненависти, где автор не скупится на разные, по его мнению, обидные эпитеты для верующих и их веры. Такого нет даже в книгах, где, к примеру, описываются злодеяния фашистов. В них обычно просто дается фактура, на основании которой читатель сам может сформировать свое отношение к злодеям. В атеистической литературе читателю как бы предлагается пропустить этап оценки фактов, и сразу разделить эмоциональное отношение, заботливо предложенное автором. Подобный подход очень удобен при отсутствии или низком качестве фактов.
Опять же, много можно сказать и в отношении самого способа подачи атеистических материалов. Думаю Вы согласитесь, что текст вузовского учебника намного сложнее, чем текст пособия по счету для первоклашек. В первом будет множество формул и графиков, во втором - веселые картинки с подписями крупным шрифтом, вроде "Сколько коровок пасется на лугу?". Если Вы заглянете в любой атеистический паблик в соцсетях, вы найдете там именно материалы уровня для первоклашек в виде картинок с подписями. Атеистические агитаторы создают эти материалы для своих адептов изначально не рассчитывая на их способность понять что-то более глубокомысленное.
То же самое справедливо и в отношении атеистических текстов. Бессмысленно сравнивать текст диссертации по истории, который должен чуть менее чем на половину состоять из ссылок, и текст из учебника по истории для 5 класса, где нет вообще ни одной ссылки. Авторы таких учебников не считают, что школьник может усомниться в истинности написанного и потребовать пруф. Парадоксально, но атеисты как раз и ведут себя как школьники - им вполне хватает неподтвержденной и недоказанной информации. Странно, что люди, гордящиеся своим скептицизмом, охотно верят всему, что предлагают им их учителя, в то время как христиане, которые должны страдать догматизмом, выработали привычку придирчиво относиться к доказательствам.
Возможно, это объясняется тем, что христианские и атеистические материалы выполняют разную роль. Основная функция атеистической пропаганды - мотивация своих адептов. Я думаю, вы хоть раз в жизни сталкивались с мотивационной литературой. Это такие специальные книги для людей, у которых не получается соответствовать идеалам общества потребления. Обычно они носят многообещающие названиями, наподобие "7 шагов к богатству" или "Простой способ легко добиваться успеха во всех делах". Там многословно и эмоционально развиваются весьма спорные тезисы, вроде: "У вас до сих пор нет виллы на Лазурном берегу и личного самолета просто потому, что Вы не верите в свои возможности". В том месте, где авторы мотивационных книжек побуждают читателя отыскать внутри себя какой-то незадействованный резерв, которого там нет, атеистические агитаторы снабжают своих адептов эмоциональным запасом для того, чтобы глушить им свои внутренние противоречия. Поэтому атеисты так любят писать про злого и жестокого Бога, хотя для них не должно быть никакой разницы, в какого бога им не верить.
Вообще, человек с трудом привыкает к хорошему. А вот к плохому человек привыкает очень быстро. Поэтому атеисты просто не замечают, что в их сообществах ведутся дискуссии на уровне школьных перебранок, а материалы, которые они создают, не сильно отличаются от надписей на партах. Но они верят, что где-то обитают атеисты, чьим уделом является не распространение картинок в соцсетях, я таинственное священнодействие Науки, которая есть источник всех благ и надежд человечества. Каждый атеист, которого можно похвалить за какие-то интеллектуальные успехи, обретает в современной атеистической среде примерно такое же почитание, как святая Тереза из Лизьё в среде католической. В некоторых атеистических сообществах, например, уже просто выкладывают фотографии Докинза в целях всеобщего обожания, подобно тому, как в сообществах посвященных жизни звезд, выкладывают фотографии киноактеров.
Последний атеистический плюс - про "бери от жизни все, пока не помер", заслуживает особого внимания. Мне часто приходится слышать от атеистов, что Бог несправедлив в том, что человеку предлагается только две альтернативы будущего - либо рай, либо ад. Атеистам нужна третья альтернатива. Рай им не подходит, потому что там все будет сосредоточено на Боге, который им не нравится, ад им не подходит тем более, потому что в аду по определению должно быть некомфортно. Им просто хочется жить так, как они живут, без всякого участия Бога. К сожалению, они не понимают, что подобная перспектива есть частный случай ада.
Представьте себе, что грешника запирают в одиночной камере на всю бесконечную вечность. Я думаю, вы согласитесь, что это страшная участь - бесконечную вечность испытывать скуку и одиночество. Теперь представьте, что грешнику в одиночной камере дают кубик-рубик и колоду игральных карт. Стала ли его участь лучше? Возможно, эти вещи немного развлекут грешника, может быть, он будет с интересом крутить кубик-рубик и раскладывать пасьянсы в течение нескольких дней. Но потом эти развлечения ему наскучат и он снова начнет страдать от тоски и безысходности. Теперь представьте, что ему в камеру подселили еще десяток грешников. Теперь эти грешники могут общаться между собой и играть в подкидного дурака. В жизни этих грешников возник какой-то интерес, который продлится несколько месяцев, после чего им наскучит и общение и игра в карты. Впереди будет все равно та же самая вечность, сулящая лишь скуку и безысходность. Я думаю, вы согласитесь с тем, что какие бы развлечения, занятия и виды деятельности мы не добавляли этим грешникам, спустя годы, десятилетия и столетия они теряли бы свою привлекательность, становились обыденными, теряли для них смысл. Те занятия, которым мы посвящаем скоротечные годы нашей земной жизни, являющейся лишь кратким мгновением по сравнению с вечностью, хороши лишь в это самое мгновение.
Молодые атеисты смеются над стариками, которые в старости ударяются в религию. Им кажется, что эти люди просто боятся смерти, боятся попасть в ад и хотят задобрить Бога. А еще они не понимают, почему эти самые старики не испытывают такого восторга перед современными гаджетами. Просто старики мудрее молодых - они уже испробовали в своей молодости все, что казалось чудесным и имеющим какой-то особый смысл, и поняли, что это не насыщает.
"Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе". Как бы люди себя не обманывали, в их сердце все равно останется "пустота в форме Бога", которую не получится заполнить какими-то временными увлечениями.
Комлев Алексей