Богословие и жизнь


Регистрация
ФОРУМ | ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ | ГЕНЕРАТОР ПРОПОВЕДЕЙ

просмотров: 6898 | Жизнь современной церкви

Напечатать

Сравнительное богословие


Сравнительное богословие есть разновидность псевдобогословской чепухи, заключающейся в сравнении идей различных религиозных групп с безукоризненным эталоном – богословием той религиозной группы, к которой принадлежит сам сравниватель. С тех пор как я в последний раз грешил сравнительным богословием, мое мнение о своей религиозной группе несколько изменилось, и назвать ее эталоном у меня  уже не поворачивается язык. Поэтому, решив вновь взяться за старое, я решил сравнивать предметы своего интереса с тем, на что они на самом деле больше всего похожи.

Дворянское собрание

Современная нам Русская Православная Церковь больше всего похожа на дворянское собрание. Но не на дворянские собрания времен Екатерины или Александра Второго, а на дворянские собрания в лихие девяностые. Если кто помнит, то непосредственно после развала СССР, когда люди еще не успели определить свое место в новом российском социуме, да и плохо понимали, что этот самый социум  должен собой представлять, в каждом крупном городе стали появляться дворянские собрания. Как правило, там и вправду присутствовали престарелые отпрыски старинных благородных фамилий – их там бесплатно кормили хорошей едой. Но в основном в эти дворянские собрания были наполнены разным странным людом, который хотел таким экстравагантным способом поднять свое ЧСВ и имел возможность щедро отблагодарить организатора этого заведения.  

Просуществовали эти дворянские собрания недолго и канули в лету вместе с малиновыми пиджаками и тяжелыми мобильными телефонами с антенной.  И дело здесь даже не в том, что попытки организовать дворянские собрания предпринимались, главным образом, из меркантильных соображений. Просто реалии современного общества не оставили для дворянства какой-то ячейки, которое оно могло бы занять, будь оно даже настоящим, а не бутафорским.

Современное русское православие находится в очень похожей ситуации. Оно органично вписывалось в жизнь дореволюционного общества. Царь был главой церкви, в руках церкви было начальное образование, из-за того, что ты вовремя не причастился и не принес на работу справку, можно было поставить крест на своей карьере, а если ты вздумал перейти из православия в какую-нибудь другую веру, то твоя участь становилась совсем незавидной. Современное православие пытается жить по стандартам 19 века, так как просто не знает, как жить иначе. Ему не хватает обер-прокурора, и на эту роль пытаются претендовать все, начиная от молодых архиереев и кончая приходскими деревенскими священниками. Оно всеми силами стремится вернуть себе свою старую нишу, не понимая, что на месте дома, в котором была эта самая ниша, стоит новое здание.

Мираж в пустыне

Самооценка человека формируется за счет оценки других людей. Другие люди оценивают человека  по толщине его кошелька, весу, который он имеет в обществе и его будущим перспективам.  В начале 90-х у большинства людей в нашей стране были проблемы и с первым, и со вторым, и с третьим. По этой причине многие из них находились в унынии.

Таким людям очень по душе пришлась проповедь адвентистов седьмого дня. Какой смысл печалиться по поводу бедности, если скоро всему конец? Посмотрите, что творится вокруг – все стало с ног на голову, не иначе, как это знамение скорейшего второго пришествия Христа. Поверив в это, человек смотрел на мир уже другими глазами. Накопительство и стремление к мирскому жизненному успеху теряло свой смысл и превращалось в тягостное и суетное занятие. Многие в те годы даже приняли опрометчивые судьбоносные решения, вроде поступления в Заокскую Духовную Академию.

Тем не менее, в российском адвентизме 90-х имела место почти по-настоящему евангельская струя, которая полностью иссякла в нулевые. Адвентисты постепенно начали понимать, что проповедь скорого второго пришествия, которая так вдохновила их в свое время, ведется церковью уже почти 200 лет, и, похоже, будет вестись еще ни одно столетие, так как адвентистам приходится отдуваться за название, которое они легкомысленно себе придумали. А «мирская» жизнь постепенно стала налаживаться, появилась реальная возможность не только вернуться к уровню жизни лучших лет советского периода, но и далеко выйти за его рамки. Такого эсхатологического напряжения, которое было 20 лет назад, уже не вернуть. Поэтому нынешний российский адвентизм постепенно чахнет, скатываясь в унылое копание в конспирологии и сомнительных рецептах из области здорового образа жизни.

Волшебная палочка

В стародавние времена детей в школе заставляли писать сочинение на тему «Чтобы я сделал, если бы у меня была волшебная палочка». Это делалось для того, чтобы понять, насколько вовлечены в учебный процесс родители ученика. Если ребенок предоставлен в учебе сам себе, то он писал в сочинении что-то про игрушечную пожарную машину, у которой открывались передние дверцы или про бездонную бутылку пепси-колы. Если ребенку помогали учиться родители, то он писал в сочинении, что постарался бы с помощью волшебной палочки помочь всем развивающимся странам встать на социалистический путь развития.

Как бы то ни было, мечта заполучить волшебную палочку с детских времен сидит в подсознании почти у каждого. С годами меняются только желания, которые приходят на смену пожарной машине. И для многих людей стало открытием, что одна религиозная группа предлагает такую волшебную палочку. В общем, речь дальше пойдет про харизматов…

В религиозном мире харизматы больше всего известны тем, что наивно верят в обретение ими древнего апостольского дара иных языков.  Проявляется этот «дар» в том, что они начинают с умным видом нести всякую абракадабру и тарабарщину, а также ведут себя на своих богослужениях странным образом. Однако такие проявления являются далеко не самым худшим у харизматов – в религиозном мире полно разных чудаков. Плохо то, что основной идеей харизматов является стремление заставить Бога плясать под свою дудку.

Бог воспринимается харизматами как некий джинн из лампы, которого, если правильно подойти к делу, можно заставить исполнять твои желания. Другие верующие к делу подходят не правильно, потому что стесняются в отношениях с Богом проявить нахальство (веру, в понимании харизматов), да и вообще, являются по жизни неудачниками. И если образцом носителей христианских добродетелей у других христиан чаще всего является либо монахи, либо мученики, то у харизматов на первое место выходит толстосум, разбогатевший на инвестициях в супервыгодные начинания, имеющий отменное здоровье и красивую жену, почти как на обложке мужского журнала для подростков. Все это называется «евангелием процветания».

Как правило, через какое-то время человек, польстившийся на волшебную палочку харизматов, начинает понимать, что это не вера, а игра с самим собой, без всякого участия Бога. Еще через какое-то время ему приходит понимание, что это не он играет в игру, а в этой игре играют им самим.

Комлев Алексей


21 июля 2011


Другие новости по теме:

  • «Молитва на иных языках» и синдром Кандинского-Клерамбо
  • Неактуальность адвентизма
  • Волшебная сказка. Детский сад
  • Почему первые христианские богослужения проходили в катакомбах?
  • Дезертиры духовной брани
  • Человек попал в секту
  • Свои и чужие
  • Нечто о развале СССР
  • Психология религиозных людей
  • Волшебная палочка в носу или философский камень Гарри Поттера

  • Комментарии

    #1 Jossy (21 июля 2011 16:44)
    Про православных.
    Как по-мне, ПЦ сегодня как раз и заняла место малиновых пиджаков, телефонов и прочих статусных штучек. И за эти штучки очень многие люди готовы платить деньги. На реальную гражданскую, политическую и идеологическую власть они уже давно не претендуют, их и так неплохо кормят.

    Про адвентистов.
    У меня нет ни одного знакомого-адвентиста, который бы пришел в церковь в 90-х именно потому, что его запугали скорым вторым пришествием. Да, пустить пыль в глаза адвентистские миссионеры умели. Но пресловутое "пробуждение" 90-х, ИМХО, объяснялось банальным любопытством - люди тогда жадно накинулись на мистику, паранауку и религию всех сортов, поскольку все это было в новинку. А потом - кто-то остался, большинство ушло, мизерное количество переосмыслили свою веру и пришли к настоящему осознанию того, в Кого они уверовали.

    А насчет названия - это да. Больше всего меня веселит тот факт, что многие адвентисты даже не знают, как переводится название их конфессии.

    Про харизматов.
    Алексей, такому грамотному человеку, как вы, должно быть стыдно грести всех харизматов под одну гребенку. Да разные они, РАЗНЫЕ! Среди них есть как весьма отмороженные коммерческие культы, так и весьма взвешенные и благоразумные движения. Лично я слышал проповеди харизматских проповедников, которые сильно критиковали те вещи, которые вы приписываете всем харизматам.

    Вообще, вы же в Москве живете? Загляните как-нибудь на служение вашего местного Слова Жизни. Я уже несколько лет с огромным удовольствием слушаю их проповеди, которые они любезно выкладывают в интернете. Думаю, если вы с ними познакомитесь поближе, ваше мнение о харизматах в целом сильно изменится.


    #2 Administrator (21 июля 2011 17:14)
    Цитата: Jossy
    Алексей, такому грамотному человеку, как вы, должно быть стыдно грести всех харизматов под одну гребенку. Да разные они, РАЗНЫЕ!


    Святослав, адвентисты тоже разные. Но мейнстрим составляют большинство, а не те, кого не выгоняют в надежде, что они сами уйдут.


    --------------------


    #3 serhyar (21 июля 2011 18:36)
    Цитата: Jossy


    Про православных.
    Как по-мне, ПЦ сегодня как раз и заняла место малиновых пиджаков, телефонов и прочих статусных штучек.


    когда говорите о православных в России не забывайте, что есть "казенное православие" - РПЦ Московского патриархата, а есть еще и православные, не принадлежащие к МП. Такие не "вышивают" на "мерсах" и в малиновых пиджаках... На некоторых из них воздвигают гонения, отбирают храмы, увольняют с работы...
    Вот такое сейчас состояние, например, с церковью, которую возглавляет митрополит Валентин Русанцов из Суздаля...
    А все потому что - они не хотят "казенного православия".


    #4 Jossy (22 июля 2011 12:18)
    Цитата: Administrator
    Святослав, адвентисты тоже разные. Но мейнстрим составляют большинство, а не те, кого не выгоняют в надежде, что они сами уйдут.

    Об адвентистах можно, по крайней мере, говорить с точки зрения "официальной позиции церкви", которая худо-бедно - но сформулирована. У харизматов же такой нет по определению, и разница между различными группками, течениями и движениями может быть не меньше, чем между католиками и баптистами.

    Мифы о том, что все харизматы нахально требуют что-то у Бога и по любому поводу несут белиберду на "языках", а их пасторы обязательно выходят на сцену в драных джинсах и футболках - это тоже наследие 90-х, когда харизматические церкви только начали появляться в наших широтах. Волею случая в большинстве своем они были именно такими, как вы говорите. Но с тех пор ведь многое изменилось, и мы узнали, что представитель канадской компании не обязательно является уличным жуликом-впаривателем, китайская одежда не обязательно расползается после первого использования, а учение отдельно взятой харизматической церкви не обязательно наделено набором черт, которые вы перечислили.

    Цитата: serhyar
    когда говорите о православных в России не забывайте, что есть "казенное православие" - РПЦ Московского патриархата, а есть еще и православные, не принадлежащие к МП. Такие не "вышивают" на "мерсах" и в малиновых пиджаках... На некоторых из них воздвигают гонения, отбирают храмы, увольняют с работы...

    Согласен. Но эти параправославные групки настолько малочисленны, что не делают погоды в православном мире.

    Собственно, и в "казенные" православные церкви ходят искренние верующие, для которых церковь - не просто имиджевый элемент. Но в данном случае обсуждается мейнстрим, общий фон, создаваемый той или иной конфессией.


    #5 Мимо проходил (25 июля 2011 14:40)
    А вы вообще знаете понятие мейнстрим? это не оценка официальности - а чисто количественная оценка,что составляет наибольший процент от общего количества - то и есть мейнстрим


    #6 Jossy (25 июля 2011 15:43)
    Цитата: Мимо проходил
    А вы вообще знаете понятие мейнстрим?

    Кто "вы"? Я - знаю. :) Алексей, подозреваю, тоже.


    #7 Максим (26 августа 2011 09:35)
    Сравнительное богословие есть разновидность псевдобогословской чепухи, заключающейся в сравнении идей различных религиозных групп с безукоризненным эталоном – богословием той религиозной группы, к которой принадлежит сам сравниватель.

    Отсюда вывод: для автора объективной истины нет, он её не знает.

    Ч.Т.Д.




    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Имя:*
    E-Mail:
     
    Вопрос:
    Сколько дней в неделе?
    Ответ:*
    Введите код: *




    Адвентисты седьмого дня
    Христианские новости
    Библеистика
    История церкви и христианства
    Церковная жизнь
    Проповеди
    Блог
    Публикации друзей нашего сайта

    Если Вы хотели бы сообщить об ошибке в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Remote_NewsBlock loading...


    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru