просмотров: 6898 | Жизнь современной церкви
Сравнительное богословие есть разновидность псевдобогословской чепухи, заключающейся в сравнении идей различных религиозных групп с безукоризненным эталоном – богословием той религиозной группы, к которой принадлежит сам сравниватель. С тех пор как я в последний раз грешил сравнительным богословием, мое мнение о своей религиозной группе несколько изменилось, и назвать ее эталоном у меня уже не поворачивается язык. Поэтому, решив вновь взяться за старое, я решил сравнивать предметы своего интереса с тем, на что они на самом деле больше всего похожи.
Дворянское собрание
Современная нам Русская Православная Церковь больше всего похожа на дворянское собрание. Но не на дворянские собрания времен Екатерины или Александра Второго, а на дворянские собрания в лихие девяностые. Если кто помнит, то непосредственно после развала СССР, когда люди еще не успели определить свое место в новом российском социуме, да и плохо понимали, что этот самый социум должен собой представлять, в каждом крупном городе стали появляться дворянские собрания. Как правило, там и вправду присутствовали престарелые отпрыски старинных благородных фамилий – их там бесплатно кормили хорошей едой. Но в основном в эти дворянские собрания были наполнены разным странным людом, который хотел таким экстравагантным способом поднять свое ЧСВ и имел возможность щедро отблагодарить организатора этого заведения.
Просуществовали эти дворянские собрания недолго и канули в лету вместе с малиновыми пиджаками и тяжелыми мобильными телефонами с антенной. И дело здесь даже не в том, что попытки организовать дворянские собрания предпринимались, главным образом, из меркантильных соображений. Просто реалии современного общества не оставили для дворянства какой-то ячейки, которое оно могло бы занять, будь оно даже настоящим, а не бутафорским.
Современное русское православие находится в очень похожей ситуации. Оно органично вписывалось в жизнь дореволюционного общества. Царь был главой церкви, в руках церкви было начальное образование, из-за того, что ты вовремя не причастился и не принес на работу справку, можно было поставить крест на своей карьере, а если ты вздумал перейти из православия в какую-нибудь другую веру, то твоя участь становилась совсем незавидной. Современное православие пытается жить по стандартам 19 века, так как просто не знает, как жить иначе. Ему не хватает обер-прокурора, и на эту роль пытаются претендовать все, начиная от молодых архиереев и кончая приходскими деревенскими священниками. Оно всеми силами стремится вернуть себе свою старую нишу, не понимая, что на месте дома, в котором была эта самая ниша, стоит новое здание.
Мираж в пустыне
Самооценка человека формируется за счет оценки других людей. Другие люди оценивают человека по толщине его кошелька, весу, который он имеет в обществе и его будущим перспективам. В начале 90-х у большинства людей в нашей стране были проблемы и с первым, и со вторым, и с третьим. По этой причине многие из них находились в унынии.
Таким людям очень по душе пришлась проповедь адвентистов седьмого дня. Какой смысл печалиться по поводу бедности, если скоро всему конец? Посмотрите, что творится вокруг – все стало с ног на голову, не иначе, как это знамение скорейшего второго пришествия Христа. Поверив в это, человек смотрел на мир уже другими глазами. Накопительство и стремление к мирскому жизненному успеху теряло свой смысл и превращалось в тягостное и суетное занятие. Многие в те годы даже приняли опрометчивые судьбоносные решения, вроде поступления в Заокскую Духовную Академию.
Тем не менее, в российском адвентизме 90-х имела место почти по-настоящему евангельская струя, которая полностью иссякла в нулевые. Адвентисты постепенно начали понимать, что проповедь скорого второго пришествия, которая так вдохновила их в свое время, ведется церковью уже почти 200 лет, и, похоже, будет вестись еще ни одно столетие, так как адвентистам приходится отдуваться за название, которое они легкомысленно себе придумали. А «мирская» жизнь постепенно стала налаживаться, появилась реальная возможность не только вернуться к уровню жизни лучших лет советского периода, но и далеко выйти за его рамки. Такого эсхатологического напряжения, которое было 20 лет назад, уже не вернуть. Поэтому нынешний российский адвентизм постепенно чахнет, скатываясь в унылое копание в конспирологии и сомнительных рецептах из области здорового образа жизни.
Волшебная палочка
В стародавние времена детей в школе заставляли писать сочинение на тему «Чтобы я сделал, если бы у меня была волшебная палочка». Это делалось для того, чтобы понять, насколько вовлечены в учебный процесс родители ученика. Если ребенок предоставлен в учебе сам себе, то он писал в сочинении что-то про игрушечную пожарную машину, у которой открывались передние дверцы или про бездонную бутылку пепси-колы. Если ребенку помогали учиться родители, то он писал в сочинении, что постарался бы с помощью волшебной палочки помочь всем развивающимся странам встать на социалистический путь развития.
Как бы то ни было, мечта заполучить волшебную палочку с детских времен сидит в подсознании почти у каждого. С годами меняются только желания, которые приходят на смену пожарной машине. И для многих людей стало открытием, что одна религиозная группа предлагает такую волшебную палочку. В общем, речь дальше пойдет про харизматов…
В религиозном мире харизматы больше всего известны тем, что наивно верят в обретение ими древнего апостольского дара иных языков. Проявляется этот «дар» в том, что они начинают с умным видом нести всякую абракадабру и тарабарщину, а также ведут себя на своих богослужениях странным образом. Однако такие проявления являются далеко не самым худшим у харизматов – в религиозном мире полно разных чудаков. Плохо то, что основной идеей харизматов является стремление заставить Бога плясать под свою дудку.
Бог воспринимается харизматами как некий джинн из лампы, которого, если правильно подойти к делу, можно заставить исполнять твои желания. Другие верующие к делу подходят не правильно, потому что стесняются в отношениях с Богом проявить нахальство (веру, в понимании харизматов), да и вообще, являются по жизни неудачниками. И если образцом носителей христианских добродетелей у других христиан чаще всего является либо монахи, либо мученики, то у харизматов на первое место выходит толстосум, разбогатевший на инвестициях в супервыгодные начинания, имеющий отменное здоровье и красивую жену, почти как на обложке мужского журнала для подростков. Все это называется «евангелием процветания».
Как правило, через какое-то время человек, польстившийся на волшебную палочку харизматов, начинает понимать, что это не вера, а игра с самим собой, без всякого участия Бога. Еще через какое-то время ему приходит понимание, что это не он играет в игру, а в этой игре играют им самим.
Комлев Алексей