КТО НАПИСАЛ БИБЛИЮ? Когда, зачем и для кого?, Научные данные, опровергающие традиционные представления. |
КТО НАПИСАЛ БИБЛИЮ? Когда, зачем и для кого?, Научные данные, опровергающие традиционные представления. |
Анатолий (инженер) |
20 декабря 2011 23:21
Сообщение #1
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 261 Регистрация: 11.03.2011 ICQ:-- |
Внимание! Прочтение и понимание этой темы может стать для вас «красной таблеткой Морфеуса» и спровоцировать выход из иудео-христианской матрицы! За возможные последствия, в виде разрушения вашего мировоззрения, я ответственности не несу, но всё же советую: религиозным фанатикам, беременным христианкам со склонностью к фанатизму, психически неустойчивым и неуравновешенным людям со склонностью к психическим заболеваниям - эту тему лучше не читать… *** Самые главные вопросы любого христианина или иудея – кто, когда и зачем написал Библию? - Является ли она посланием Бога людям или же это сборник мифов и легенд еврейского народа вперемежку с их реальной историей? - Почему христиане и иудеи(евреи) в одних и тех же текстах Ветхого Завета видят разный смысл и делают разные выводы? - Что имели в виду авторы книг ВЗ, и какой смысл и какие цели они ставили при написании ВЗ книг? - Авторы писали под диктовку Святого Духа или преследовали личные и общественно-политические цели? - Совпадает ли наше понимание ВЗ с тем смыслом, который туда вложили авторы? - Кто они эти авторы, и можно ли верить тому авторству, которое указано в названии? - А писал ли Моисей Пятикнижие Моисеево? Или это более поздний сборник, и Моисей к написанию непричастен? В этой теме я попытаюсь пролить свет (или тьму ) на самую фундаментальную основополагающую для иудеев и христиан, часть Библии, под названием «Пятикнижие Моисеево» или у евреев – Тора. На протяжении 2500 лет её существования, многие пытались понять, кто же и когда её написал? Существует традиционный ответ на этот, вроде бы совсем простой вопрос – её написал Моисей в 15 веке до н.э. Но самое интересное в том, что этот ответ не имеет ни каких доказательств, а является всего лишь иудео-христианской традицией. К тому же в самой Торе существует большое количество мест, из которых ясно, что написана она на много веков позднее Моисея. За последние 300 лет многие историки, языковеды и богословы пришли к выводу, что не Моисей писал Тору, и даже более того, она написана разными людьми и в разное время в период с 10 по 5 века до н.э. и даже параллельно с книгами Иисуса Навина, Судей и Царств. А вот первые две богословские версии авторства Библии, фундаменталистская и модернистская, можно посмотреть в статье Алексея Комлева "Кто написал Библию?" Средневековым исследованием Ветхого Завета занимался еврейский писатель и богослов Ибн-Эзра (11 век). Он оставил после себя очень туманные высказывания, которые не были поняты его современниками (он боялся инквизиции). Лишь в 17 веке их расшифровал знаменитый голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), который вообще положил начало научному исследованию Библии. Существует научная дисциплина, которая специально занимается исследованием Библии; она носит название «библейской критики». Библейская критика означает всесторонний разбор библейского текста; при этом делается особый упор на исследование истории этого текста. Библейской критикой занимаются не только неверующие, но и верующие люди, в том числе и богословы как иудейской, так и христианской религий. Вот основные проблемы Торы (и следующих за ней книг), которые привели Б.Спинозу и последующих исследователей к пониманию того, что Моисей непричастен к её написанию, и что она написана на много веков после предполагаемой смерти Моисея (также и книги Судей и Царств написаны не в эпоху судей и царей, соответственно), в связи с тем, что в ней присутствуют: 1- Противоречивые по смыслу истории, которые вроде как об одном и том же, но с противоположным смыслом, значит одновременно верными обе истории быть не могут (очевидное сомнение в Богодухновенности каждого текста) Пример: У иудейского царя Саула, была дочь Мелхола. "И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее" (2 Царств 6:23). А немного дальше, говорится о "пяти сыновьях Мелхолы, дочери Сауловой, которых она родила Адриэлу, сыну Верзеллия" (2 Царств 21:8). Пример этот хоть и не из Торы, но типичный, простой и наглядный. Вот ещё один пример, подробно рассмотренный в одноимённой теме: Кто же убил Голиафа Гефянина - Давид или Елханан?, Две библейские версии одного убийства... А вот простое противоречие уже с первой страницы Торы: между первой и второй главой Бытия есть большое противоречие – в первой главе Бог создаёт животных до человека, а во второй главе после человека… Ну и как же было на самом деле? Очевидно, один из авторов врёт, или может, оба врут? 2- Параллельные истории об одном и том же в разных изложениях. Самый наглядный пример – 10 заповедей в 3-х вариантах! (Исход 20, Исход 34, Втор.5) При том, первую версию, написанную самим Богом на скрижалях, самую ныне почитаемую, Моисей разбил и (вероятно) выкинул в помойку (ни кто их ни когда не видел). Вторая версия на вторых скрижалях, которые опять наскрябал Бог, вообще ни кому не понравилась – бред какой-то, но именно эти слова лежали веками в ковчеге! Третья версия почти копия первой, но причина соблюдения субботы в корне изменена, и не пригодна для христиан (евреям сойдёт). Ну и какая версия Божественная, а какая придумана людьми? 3- Рассказы Торы повествуют о настоящем времени, как о давно прошедших событиях. Пример: "Ханаанеин тогда был на земле..." (Бытие, 12:6). Если сказано, что тогда был ханаанеин в этой стране, значит, имеется в виду, что теперь его там нет. А ханаанеи были изгнаны из своей страны евреями, как говорится в Библии, после смерти Моисея. Значит написаны эти строки после завоевания Ханаана. В книге Иисуса Навина рассказывается о его смерти и о последующих событиях. Но сообщать о том, как евреи похоронили его, сам Иисус, конечно, не мог. В книге Судей часто упоминается, что в те времена, о которых там говорится, у евреев еще не было царей. Очевидно, это писали тогда, когда цари у евреев уже были. Между тем эпоха царей была в истории еврейского народа после эпохи судей. Значит, книга Судей была написана не судьями. 4 - Некоторые тексты выдают местонахождение авторов, которые писали это в Израиле, но Моисей там не был. Моисей говорил "всем израильтянам за Иорданом" (Второзаконие 1:1) Но если написано, что Моисей говорил "за Иорданом", значит, сам писавший в это время находился по эту сторону Иордана, на западном его берегу. Значит, рассуждал Спиноза, Моисей никак не мог написать Второзаконие. 5- Невероятное расхваливание самого себя самым скромным человеком на земле! "Моисей же был очень скромным человеком. Он не хвастался и не бахвалился, скромнее его не было человека на земле" (Числа 12:3 с.п.) «У Израиля никогда больше не было пророка, подобного Моисею," (Втор. 34:10 совр.пер.). Трудно представить себе, чтобы самый скромный человек, сам так расхваливал себя. К тому же слова «У Израиля никогда больше не было пророка, подобного Моисею,» говорят о том, что автор знал и других многих пророков Израиля после Моисея, и ему есть с чем сравнить… Значит и эти строки писал не Моисей, а кто-то на много веков после него. 6 - Некоторые местности именуются в Торе не теми именами, которые они носили во времена Моисея, а теми, которые они получили значительно позднее. (на несколько веков). Пример: «Аврам, … и преследовал [неприятелей] до Дана» (Быт.14:14) А вот когда этот город появился в истории Израиля: "И построили снова город и поселились в нем. И нарекли имя городу: Дан, по имени отца своего Дана" (Книга Судей 18:27-29). Мог ли Моисей в книге Бытия писать о городе, который был построен через столетия после его смерти?! 7- Мог ли Моисей подробно описывать свою смерть и похороны в последней главе Второзакония ?! 8 - В Бытие имеется список царей Едомских, живших после Моисея. "Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых:"(Быт.36:31) Из этого текста совершенно очевидно, что автор книги Бытие, жил после царей Израилевых, раз ему известно их существование. 9- В ВЗ имеются целые главы, совершенно одинаковые... Что наводит на мысль о компилятивном характере составления ВЗ. 10 – Первые упоминания о заселении малочисленными еврейскими племенами Ханаана, относятся к 12 веку до н.э. Куда же делись 1.5 млн. евреев, заселивших Ханаан в 14 веке, согласно Торе? И почему за 400 лет в рабстве из одной семьи получились 1.5 млн. человек, а на свободе в Ханаане за 2-3 века они почти все вымерли? Выходит, что они в рабстве размножались как бактерии, простым делением пополам, или истории из Торы являются поздней выдумкой? 11 – По современным историческим данным, всё население Египта, ко времени исхода, было не более 3 млн. человек. Как же могла оттуда сбежать половина населения страны? |
Анатолий (инженер) |
21 декабря 2011 00:02
Сообщение #2
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 261 Регистрация: 11.03.2011 ICQ:-- |
Все, кто изучал Тору, обнаружили, что там Бога называют по разному - иногда Яхве, иногда Элохим, Иногда Яхве-Элохим (в синодальном переводе Господь, Бог, и Господь-Бог, соответственно) этот параметр стал одним из ключевых при делении на источники, т.к навело исследователей на мысль, что под разными именами могли быть разные книги, написанные разными авторами и в разное время, и позднее объединёнными в одну книгу. Эта идея к конечном итоге стала называться «Документальной гипотезой» - Почему начали делить Тору на комплектующие, основываясь на том, что в разных главах Бога по разному называют? И можно ли на этом основании поделить Тору на комплектующие? Вообще-то любому человеку понятно, что в одном произведении запросто можно главного героя называть Васей и Василием Ивановичем, и это конечно будет один и тот же человек, если так задумано автором, а вот если не задумано? но эта идея требует серьёзных доказательств... поэтому исследователи лет 100 не решались, тупо поделить Тору на кусочки с разными именами Бога. И это верно. Но в конце-концов несколько исследователей решились на научный эксперимент - разделили Бытие и Исход (а именно они и состоят из сплошной смеси) и последовательно соединили полученные отрывки с одинаковыми названиями Бога. Результат всех удивил! Кусочки склеились как пазлы(даже если были из разных глав) в сплошную последовательную историю с полным отсутствием повторов (т.н. дубликаты), разрывов изложения, противоречий, и каждая история была полноценным рассказом от начала и до конца. К тому же смысл каждого источника полностью отличался от смысла другого источника, стиль написания отдельных источников внутри себя был один. А при более углублённом изучении смысла источников ( т.н. "Высшая критика") выяснилось, что цели и целевая аудитория у кажного источника своя и не пересекается с другим источником. К тому же источники не ссылаются друг на друга,(точнее ,как позже выяснилось - только более поздние ссылаются на более ранние, но не наоборот) а полностью независимы и полноценны. К тому же при попытках соединить источники с реальной историей древних евреев, стало очевидно прослеживаться разное время написания каждого из них, т.к. каждый соответствовал определённому периоду из жизни евреев. В наиболее популярной формулировке, выдвинутой в 19 в. немецким ученым-библеистом Ю. Велльгаузеном, документальная гипотеза предполагает четыре документа из которых была в 5 веке до н.э. скомпилирована Тора: Яхвист (J, нем. Jehovist), Элогист (E, нем Elohist), Жреческий кодекс (P, нем. Priesterkodex) Второзаконие (D, лат. Deuteronomium). (в 20 веке нашли 5 источник – R, редактор) За основной источник информации о том кто же и когда написал Библию, я возьму самую современную книгу известного историка-библеиста: Ричард Эллиотт Фридман «КТО НАПИСАЛ БИБЛИЮ?» 1996г. 270 стр. В которой автор не только выясняет с помощью истории и археологии, кто и когда написал каждый из источников Торы, но пытается ответить на вопросы более сложные – зачем эти источники были написаны, и с какой целью. Особенно интересны таблицы в самом её конце (стр. 235 - 243), с тематической раскладкой по источникам (где даны источники каждой истории в Торе, и можно самому сравнить параллельные истории из разных источников, и убедится, что они действительно написаны разными людьми и с разными целями) Далее я буду приводить цитаты из этой книги, и основные логические аргументы, которыми пользуется автор, с целью показать какими принципами руководствовались библейские исследователи при получении таких вот нетрадиционных представлений об авторстве Торы. Гипотеза Значительное большинство законодательства и большая часть повествования Пятикнижия не были известны ни в дни Моисея (тем более, не написаны им), ни даже во времена царей и пророков Израиля. Скорее всего они были написаны кем-то, кто жил ближе к концу библейского периода. До последнего поколения существовали ортодоксальные христианские и еврейские ученые, которые оспаривали Документарную Гипотезу в академических кругах. В настоящее время, однако, едва в мире найдется библеист, активно работающий над этой проблемой, который настаивал бы, что Пять Книг Моисея были написаны Моисеем (или любым другим человеком) единолично. 2 Ученые спорят о количестве различных авторов, которые написали ту или иную библейскую книгу. Они спорят о том, когда различные документы были написаны, и о том, какому документу принадлежит конкретный стих. Но сама гипотеза продолжает быть отправной точкой исследования, никакой серьезный исследователь Библии не может не изучать ее, и никакое другое объяснение фактов не пришло ей на смену. Моисей был более далек от языка большей части Пяти Книг, чем Шекспир был далек от современного английского языка. Также со времен Велльгаузена произошла археологическая революция, которая привела к важным открытиям, которые должны теперь фигурировать в любом исследовании библейского авторства. Я буду обсуждать относящиеся к делу археологические находки по ходу этой книги. Если я работал над нравственным вопросом, я хотел знать, почему текст говорил: "Поступайте таким образом, а не иначе". Возможно, самыми серьезными были исторические вопросы. Если вы интересуетесь историчностью библейских сообщений, то нужно выяснять, когда жил автор. Действительно ли автор был свидетелем описываемых событий? В противном случае, каковы были его источники? Каковы были его интересы? Был ли автор жрецом или мирянином, мужчиной или женщиной, кем-нибудь связанным с властью или простолюдином? Кого он уважал, кому оппонировал, откуда он появился. И так далее. Я буду иметь дело с книгами, которые передают основную историю, из которой выросла остальная часть Библии (одиннадцать книг). Мир, который создал Библию: Доминирующей древней ближневосточной религией было язычество. Язычество не было поклонением идолу, как прежде считалось. Статуи, которые они воздвигли, походили на церковные иконы. Статуи, изображающие бога или богиню, напоминали поклоняющемуся о присутствии божества, выказывали человеческое уважении к богам, и, возможно, заставляли людей чувствовать себя ближе к своим богам. Но, как указывает вавилонский текст, статуя не являлась богом. Верховным языческим богом в регионе, который потом стал Израилем, был Эль. Эль был мужского рода, почтенным правителем. В отличие от другого главного бога региона, Баала (ураганного ветра), Эль не был отождествлен с какой-либо особой природной силой. Он сидел во главе собрания богов и объявлял решения собрания. Богом Израиля был Яхве. Он также был мужского рода, почтенным правителем и не отождествлялся с какой-либо природной силой. Существуют традиционные представления о предыстории израильтян: об их патриархах, об их приключениях в египетском рабстве, об их странствованиях в Синайской пустыне. К сожалению, у нас мало исторической информации об этом из археологических или иных древних источников. Отправной точкой, о которой у нас фактически есть свидетельства, достаточные для начала отражения жизни библейского общества, является двенадцатое столетие до н.э., период когда израильтяне начали укореняться в регионе. Теленок, или молодой бык, часто ассоциировался с богом Элем, верховным богом ханаанеев, который фактически упоминался как "Бык Эль" когда и где искать личность, которая дала нам Второзаконие и следующие шесть книг Библии. Теперь мы узнали, когда: в течение 622 года до н. э. И мы узнали, где: в Иудее, почти наверняка в Иерусалиме. Остался только вопрос: кто именно? Первый вариант истории, Dtr1, должен был быть написан до смерти Иосии в 609г. до н.э., второй вариант, Dtr2, должен был быть написан после вавилонского разрушения и пленения в 587г. до н.э. Здесь разница лишь в двадцать два года. Один человек вполне мог быть живым и писать в период от Иосии до пленения. Идентификация Девторономиста Настало время назвать этого человека. В первую очередь, нам известен человек, который был жив и писал именно в те годы – пророк Иеремия. Он находился в нужном месте в нужное время. Он был жрецом из жречества Силома-Анафофа. Правильнее считать Девторономическую работу сотрудничеством Иеремии – поэта и пророка – и Варуха – писца, который истолковал историю в соответствии с концепцией Иеремии Цифры Библии только запутывают. Согласно книге Иеремии, 4600 человек было выслано из Иудеи в Вавилон в 587 году, согласно 4 Царств их было 11600. Однако, согласно книге Ездры, 42360 вернулась всего лишь через пятьдесят лет. Невероятная плодовитость! |
Глас Вопиющего |
21 декабря 2011 11:20
Сообщение #3
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 192 Регистрация: 1.05.2010 ICQ:-- |
Вы решили задавить количеством тем-дублей? Что ж, это вам удалось. Цитата: Анатолий (инженер) - Почему христиане и иудеи(евреи) в одних и тех же текстах Ветхого Завета видят разный смысл и делают разные выводы? Ну что за детский вопрос? Люди склонны по-разному понимать и трактовать любые тексты или слова, и отнюдь не только религиозного содержания. Потому что люди - это не роботы, которые действуют в строгом соответствии с той или иной программой.Даже когда люди пишут тексты или произносят слова, в том числе и религиозного содержания, им часто свойственна где-то бессистемность в той или иной степени, где-то нарушение логических связей, где-то стилистическое и лексическое несовершенство и т.д. Потому что люди - это не роботы, которые действуют в строгом соответствии с той или иной программой. А некоторые, игрорируя этот факт, делают столь далеко идущие выводы. Возьмем, к примеру, роман Л.Толстого "Война и мир" и изучим его на предмет использования им некоторых слов. Наверняка мы без особого труда обнаружим отрывки, в которых автор по тем или иным причинам не использует эти слова. Но этого нам окажется достаточно для того, чтобы сделать вывод, что эти отрывки не принадлежат перу великого писателя, а есть результат работы позднего редактора и компилятора. Ну и т.д., в том же духе. Цитата: Анатолий (инженер) - Является ли она посланием Бога людям или же это сборник мифов и легенд еврейского народа вперемежку с их реальной историей? Оба вопроса некорректные, поскольку исключают третью (четвертую и т.д.) альтернативу. Можно подумать, что, если не под диктовку, то остается только "преследовали личные и общественно-политические цели"...- Авторы писали под диктовку Святого Духа или преследовали личные и общественно-политические цели? Так вот представьте себе, нет, не под диктовку. |
Анатолий (инженер) |
21 декабря 2011 23:31
Сообщение #4
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 261 Регистрация: 11.03.2011 ICQ:-- |
К примеру, самыми древними были J (Яхвист - Бог Яхве, в синодальном переводе-"Господь") написанный в Иудейском царстве, в иерусалиме в период между 848 и 722г. J содержит в своих рассказах только места и города Иудеи.!!! и Е (Элохист - Бог Эль, древнеханаанский бог, или как его записали в библии Элохим, в Син.пер. - "Бог"), написанный в Израильском царстве в период с 922(распад царства на 2) по 722г (захват Израиля ассирийцами и бегство спасшихся в Иудею). до н.э. Е содержит только места, города и события из Израильского царства!!! P является крупнейшим источником, размером примерно с три других вместе взятых. Он включает в себя сотворение мира в первой главе Библии. Он включает в себя космологический вариант истории потопа, той версии, в которой «окна небесные и глубокие источники открылись», чтобы затопить весь мир. Это истории Авраама, Иакова, Исхода и пустынных странствий, большинство из которых являются дублями рассказов в J и E. (различия экстраординарны, но подробнее об этом позже) и содержат огромный свод законов, общей величиной в 30 глав Исход, Числа и всей книги Левит. скинией собрания, которую Моисей построил в пустыне как дом ковчега. В источнике E она упоминается только три раза. В J и D не упоминается вообще. С другой стороны, Р упоминает о нем более двухсот раз. В версии P в историях нет ангелов, нет говорящих животных, нет вещих снов. Даже слово «пророк» встречается в P только один раз, и это относится к Аарону. В P Бог не имеет видимых антропоморфных черт. В JE бог гуляет по Эдемскому саду, лично делает одежду для Адама и Евы, сам закрывает Ноев ковчег, вдыхает аромат жертвы Ноя, борется с Иаковом, говорит с Моисеем из пылающего куста. Ничего этого нет в P. В JE Бог лично громко диктует Десять Заповедей с небес над Синаем. В P – нет. P изображает Яхве более космическим, менее личностным, чем JE. В тексте P нет ни одного упоминания того, что Бог милосерден. Сами слова «милосердие», «благодать», «верность» и «покаяние» ни разу не встречаются.Дело, по видимому, в разработке идеи о том, что никто не может быть прощен только потому, что он сожалеет. Сожалеть можно и не обращаясь к жрецу — и без подношения жрецу. Скорее, в P Бог справедлив. Он разработал набор правил, по которым можно получить прощение, и правила должны соблюдаться. Это находится в абсолютном контрасте с картиной Бога из JE, который «человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех...» "Яхве, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный" Р. Фридман «КТО НАПИСАЛ БИБЛИЮ?»Эти слова, которые ни разу не упоминает P, встречаются около 70 раз в J, E и D. Смысл всего того, что мы можем видеть в P – так же как и в J, E и D – отношения между библейским текстом и событиями в мире автора. Каждая библейская история отражает что-нибудь, что имело значение для ее автора Цитирование JE Но если Иеремия (или его писец Варух) был Девтерономистом, то это не должно вызывать удивления. Мы уже видели цитаты P в книге самого Иеремии. Иеремия играет против выражений P, меняет язык истории творения мира P, отрицает, что Бог настаивал на законах о жертвоприношениях в тот день, когда Израиль покинул Египет. Иеремия знал жреческие законы и рассказы. Он не любил их, но он их знал. Вывод: истории и законы P существовали в Иудее еще во времена Иеремии и Dtr1, то есть до смерти царя Иосии в 609 году до н.э. При дворе царя Езекии Жреческий кодекс был создан после 722 года и до 609 года до н.э. Как мы можем определить более точно? Можем ли мы сказать, во времена правления какого царя это было? Думаю, что можем. Доказательства указывают на прадеда Иосии – царя Езекию. P выделяет централизацию культа: один центр, один жертвенник, одна Скиния, одно место жертвоприношения. Какой царь инициировал централизацию? – Царь Езекия. Книги Царств и Паралипоменон (Хроник) свидетельствуют о том, что до него не существовало действующей централизации. P является произведением жрецов-ааронидов. Кроме того, кто скажет, что история сотворения мира P в первой главе Библии не настолько художественна, чем что-либо в J или E? История имеет ироническое окончание. Этот писатель сознательно создал свое произвдение в качестве альтернативы произведению JE. А потом кто-то объединил их! Вот после этих аргументов, да ещё и множества других, не менее убедительных, уже проще сделать вывод о том, что источники, поделённые первоначально лишь по имени Бога, оказались действительно из разных мест и написаны разными людьми в разное время. Наиболее важный момент состоит в том, что и J, и E были написаны прежде, чем ассирийцы разрушили Израиль, но после распада Соломоновой империи на Израиль (север) и Иудею (юг Иерусалим). Остальные источники PD написаны как минимум лет на 100-200 позднее, но до выхода из вавилонского плена. А вот последний источник R (редактор - компилятор Ездра 5 век до н.э.) написан во время и после плена - и как результат этого - почти современный вариант Торы. Список полезных источников в помощь при изучении этого материала: Вот здесь можно ознакомится со всей историей научного исследования Библии от Б. Спинозы (17 в.) до Ю. Вельхаузена (19 в.) Там же можно почерпнуть и многие другие сведения о Библии. Основная идея авторства и датировки Торы изложена в «Документальной гипотезе». (см. Википедию) ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА Честно говоря, в этой ссылке даётся более полный разбор библейских исследований за последние 300 лет, а вот в книге Фридмана, больший упор делается на датировке и авторстве каждого из источников JEPDR. Ещё можно ознакомиться с первоисточником 17 века. Как иудей Б.Спиноза до всего этого додумался. Бенедикт Спиноза «БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ» Здесь, в графическом виде представлена разбивка Торы на источники, согласно «ДГ» по Фридману. Состав Торы по Фридману: А вот в этой моей теме форума, уже многое про Тору написано, особенно начиная с №56 Доказательства существования радуги до потопа. |
Анатолий (инженер) |
22 декабря 2011 00:18
Сообщение #5
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 261 Регистрация: 11.03.2011 ICQ:-- |
А теперь о самом интересном - кто же, как и с какой целью объединил 4 источника в современную Тору. Большая ирония Кто-то соединил JE с произведением, которое было написано в качестве альтернативы ему. И этот человек не просто свел их бок о бок как параллельные истории. Он резал их, переплетая сложным образом. А в конце этого комбинированного и переплетенного между собой сборника законов и рассказов J, Е и Р это лицо, как итог, разместило книгу Второзаконие, прощальную речь Моисея. Кто-то объединил четыре различные, часто противоположные источники настолько искусно, что пройдут тысячелетия для понимания этого. Это был человек, создавший Тору, Пятикнижие Моисея, которое мы читаем более 2000 лет. Кто был этот человек? Почему он или она сделали это? Это было первым вопросом этой книги: если не Моисей создал эти книги, то кто же? Я думаю, что это был Ездра Во-первых, он начал основные разделы своего произведения с историй или законов P, и ни разу – с J или E. То, что сегодня является книгами Бытие, Исход, Левит, Числа, – все началось с жреческих текстов. Заключительный этап формирования Пятикнижия Моисея состоялся во времена Второго Храма. В частности все эти возможности имел один жрец-ааронид – Ездра. Он имел поддержку императора. Он имел полномочия. Хотя он и не был первосвященником, но имел огромный авторитет. И его авторитет был напрямую связан со свитком, который он принес в Иудею, свиток, который определяется как "Тора Моисея, которую дал Яхве, Бог Израиля". Как я уже говорил в главе 8, во всей Библии есть только два человека, известных в качестве законодателей: Моисей и Ездра. Ездра был жрецом, законодателем и писцом. Он имел доступ к документам. И библейская биография Ездры недвусмысленна в отношении интересующих его документом. В ней говорится: "Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять [его], и учить в Израиле закону и правде."(Ездр.7:10) В ней также говорится: "Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его [была] над ним."(Ездр.7:6) Даже Иероним в четвертом веке н.э., сказал: … Моисея ли захочешь назвать автором Пятикнижия или Ездру, восстановителя этого произведения, — не противоречу. А вот и один из полностью мною процитированных отрывков, в котором доказывается почему именно Ездра составил Тору. Существует еще одна, более показательная вставка. Источник P дает законы о праздниках в книге Левит (глава 23). В ней текст содержит список из трех главных праздников – праздника Пасхи, праздника седмиц и праздника Кущей, а также Нового года и праздника Искупления. Этот перечень праздников четко определен. Он начинается (в стихе 4) и заканчивается (в стихе 37) словами «Это праздники Яхве». Но затем, двумя стихами ниже после окончания списка (в стихе 39), вдруг появляется еще один закон об одном из праздников: праздник Кущей. Этот дополнительный закон, оторванный от всех других законов о праздниках, говорит о том, что это праздник, который называется "Кущи" (на иврите: Суккот), когда люди должны строить кущи (т.е. лачуги, палатки) и жить в них на протяжении недели. Текст говорит, что эта практика служит напоминанием людям о том, что их предки жили во временных строениях в пустыне после того как они вышли из Египта. Текст перечисляет список видов деревьев, которые необходимо использовать на этом празднике. "и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его;"(Лев.23:41) О чем это? Почему этот один закон о конкретной практике одного праздника указан отдельно после окончания раздела праздников? Ответ лежит во времени Второго Храма. Согласно книге Неемии, когда Ездра собрал людей возле Водяных ворот для чтения Торы, они нашли в Торе то, что, наверное, было совершенно новым для них – закон, который приказывал фактически проживать в лачугах на праздник кущей. Текст недвусмысленно показывает – этот закон никогда ранее не выполнялся за всю историю страны. В нем говорится: "…От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы…"(Неем.8:17) Теперь этот случай во времена Ездры ссылается на отрывок в книге Левит о кущах. Он даже вспоминает те же виды деревьев, которые перечислены в книге Левит. Итак, мы видим странным образом размещенный закон в книге Левит, и мы должны сообщить, что этот странным образом размещенный закон никогда не был частью жизни людей или традиций до времен Второго Храма. Это согласуется с другими доказательствами того, что заключительный этап формирования Пятикнижия Моисея состоялся во времена Второго Храма. Это имеет большое значение. Времена второго Храма – это времена, когда жрецы-аарониды были у власти. Больше не существовало царей. Конкурирующие жреческие группировки были устранены. Нет ничего удивительного в том, что жрец-ааронид времён Второго Храма должен был быть редактором окончательного произведения. Это было время, как никогда раньше, когда жрецы имели власть обнародовать произведение и навязать его народу. Впервые, когда мы находим полную Тору Моисея в Иудее, – она во владении Ездры. Он искал ее, он был писцом, который работал с ней, он лично принес ее в Иерусалим, и он лично осуществил первое публичное чтение этой книги. И когда он читал ее народу, люди услышали то, чего они никогда не слышали раньше. Это не значит, что человеком, который закончил Пятикнижие Моисея, непременно должен быть Ездра. Но он оказался из соответствующего жреческого рода, соответствующей профессии, в нужном месте, в нужное время, обладающим необходимым авторитетом и с первым известным экземпляром книги в руках. Если даже Ездра сам не написал этот труд, то это сделал кто рядом с ним – родственник, коллега по жречеству, товарищ-писец, потому что это произведение не могло быть написано задолго до его появления с ним в Иудее. Когда он пришел в Иерусалим, Храм стоял всего лишь около одного поколения. |
Глас Вопиющего |
22 декабря 2011 14:14
Сообщение #6
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 192 Регистрация: 1.05.2010 ICQ:-- |
Пытался я разобраться в этих нарезках и надерганных отовсюду кусочках текстов (по Вельхаузену-Фридману), склеенных в JEPDR, и понял, что без 100 грамм эти нагромождения не разгрести. А так как я не пьющий, то шансов у меня нет практически никаких... Ну как можно было исхитриться так слепить в одно повествование столько кусочков из разных источников? Он что, дурак был, этот редактор R, который всё это (по мнению Фридмана, естессно) наваял? Он что, не понимал, что три отдельных, цельных и связных (без разрывов и повторов) рассказа (опять же, если принять гипотезу Фридмана-Вельхаузена) читались бы и воспринимались бы гораздо легче и понятнее? Зачем ему нужно было делать весь этот винегрет (опять же, винегрет - по мнению Фридмана)? Какой смысл был в этом (по мнению Фридмана) коктейле? Искусственность такой сумасбродной идеи просто бросается в глаза. Взял, выделил несколько абсолютно формальных признаков (типа использования или неиспользования какого-то слова или термина), и беспардонно разрезал текст на фрагментики так, чтобы требуемые признаки в этих фрагментиках не фигурировали (или, наоборот, фигурировали). И невдомек ему, что любому другому такому же "высшему критику" (вероятно, остальных критиков они считают "низшими") может запросто взбрести в голову сделать другую похожую нарезку с другими формальными признаками в качестве отправной точки, и "картина маслом" будет совершенно иная. Впрочем, результат (точнее, конечная цель) - дискредитация Пятикнижия - будет тот же. |
Анатолий (инженер) |
9 января 2012 23:42
Сообщение #7
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 261 Регистрация: 11.03.2011 ICQ:-- |
Цитата: Глас Вопиющего Пытался я разобраться в этих нарезках и надерганных отовсюду кусочках текстов (по Вельхаузену-Фридману), склеенных в JEPDR, и понял, что без 100 грамм эти нагромождения не разгрести. А так как я не пьющий, то шансов у меня нет практически никаких... Алкоголь не поможет найти ответ, зато поможет забыть вопрос! - а забыв вопрос, исчезает и проблема, породившая его. А если нет проблемы, значит она решена - Вот на этом алкогольном принципе и основан русский способ "решения" проблем. Я вот тоже абсолютный трезвенник, и планирую таковым остаться до самой смерти. В юности пробовал проводить на себе дегустационно-испытательные опыты, результат совпал с мнением Нобелевского лауреата, академика АН СССР доктора ф-м.наук, математического гения Льва Давидовича Ландау, который ни когда не пил и не курил, но однажды на праздник, друзья учёные всё же угостили его бокалом шампанского, после чего Ландау не мог сосредоточиться на творческой работе в течении 2-х недель, и он сам был очень удивлён, как небольшая доза алкоголя полностью лишила его способности генерировать свои гениальные идеи на две недели. Я конечно, не гений, как Ландау, поэтому свои, менее способные мозги, стараюсь беречь от парализации творческой активности. Они и так с возрастом хуже работают… Цитата: Глас Вопиющего Он что, дурак был, этот редактор R, который всё это (по мнению Фридмана, естессно) наваял? Это был Ездра, и был он, по мнению того же Фридмана, одним из самых талантливых, умных и образованных авторов Библейских книг. Так что «высший критик» Фридман, которому по вашему мнению, важнее всего было об****ть авторов Библии, почему-то гораздо лучшего мнения об этих самых авторах, чем ваше «доброе христианское» мнение о них же… Вы называете дураком, человека, который написал литературное произведение, самое читаемое и почитаемое на Земле за последние 2500 лет. Миллиарды людей прочитали это произведение и все в восторге и ни кому не приходило в голову назвать автора дураком. Цитата: Глас Вопиющего Зачем ему нужно было делать весь этот винегрет (опять же, винегрет - по мнению Фридмана)? Какой смысл был в этом (по мнению Фридмана) коктейле? Объединение ( Отрывки из главы 13, которую желательно прочитать целиком, она пожалуй самая интересная и информативная) Почему совершил эту необычную иронию – соединил тексты, которые были диаметрально противоположны друг другу? Он сделал это, наверное, по тем же причинам, по которым были объединены J и E около 250 лет до того. К тому времени все его исходные тексты были известны. J и Е существовали на протяжении многих веков и были цитируемы в D. P существовал со времен Езекии, он ассоциировался с национальной реформой, и он пользовался поддержкой жречества, которое было у власти. D был публично прочитан во времена Иосии, и в нем содержался закон, требующий, чтобы его снова публично читали каждые семь лет. 18 Как редактор мог выбросить любого из них? На кону стоял вопрос положительного восприятия книги. Кто бы поверил, что это Тора Моисея, если она не включает знаменитые истории об Адаме и Еве (J), золотом тельце (E), Финеесе (P) и прощальную речь Моисея (D)? Остается вопрос, почему редактор смешал их все вместе. Почему бы просто не сохранить их все бок о бок как четыре Евангелия Нового Завета? Разница в том, что во времена Ездры все эти источники, пожалуй, стали приписываться Моисею. Что оставалось делать редактору? Он не может иметь два или три различных текста, все приписываемые Моисею, особенно когда они иногда противоречат друг другу. И он взял на себя огромную, сложную и ироническую задачу объединения этих альтернативных вариантов той же истории в один труд. Его единственным стремлением, судя по всему, было сохранить по возможности больше оригинальных текстов без невыносимых противоречий. Свидетельством этого является то, что, когда мы отделяем части JE от P в книгах Бытия, Исход, Левит, Числа, каждая часть течет разумно сама по себе с очень немногими пробелами в своем повествовании. Существуют некоторые признаки того, что редактор ничего не вырезал. Цитата: Глас Вопиющего Искусственность такой сумасбродной идеи просто бросается в глаза. Ответ на эту вашу идею частично содержится в 1 сообщении после слов «гипотеза». А вам видимо гораздо больше нравится совсем сумасбродная идея соединения моих первых 11 пунктов, с авторством Моисея в 15 веке? Такой бред, современные исследователи Библии вытерпеть не смогут. Вы же, этот бред, даже не замечаете… Цитата: Глас Вопиющего Взял, выделил несколько абсолютно формальных признаков (типа использования или неиспользования какого-то слова или термина) Когда этих формальных признаков накапливается огромное количество, и они все согласуются с таким делением на источники, то это уже о многом говорит, и уж точно о неслучайном разбиении по такому принципу. К тому же есть у меня тут пример не формальный , а на основе конкретных фактов, которых полно в самой книге Фридмана, но из-за недостатка места, приведу лишь один пример целиком в сообщении №5 Цитата: Глас Вопиющего И невдомек ему, что любому другому такому же "высшему критику" (вероятно, остальных критиков они считают "низшими") может запросто взбрести в голову сделать другую похожую нарезку с другими формальными признаками в качестве отправной точки, и "картина маслом" будет совершенно иная. Во-первых, вы совершенно не поняли понятий: Высшая и низшая критика, а эти понятия, применительно к Библейским исследованиям, почти совпадают с такими же понятиями в юриспруденции. Критика в применении к Библии означает просто вынесение суждений. Как консервативные, так и неконсервативные ученые занимаются двумя формами библейской критики: низшей критикой, которая имеет дело с текстом; и высшей критикой, которая исследует источники происхождения текста. Низшая критика старается выяснить, что говорил изначальный текст и придирается к каждой букве, а высшая критика задается вопросами, кто говорил это, а также когда, где и зачем текст был написан. Большая часть разногласий относительно библейской критики связана с критикой высшей. За последние 300 лет изучения Библии, ни кому ещё не приходило в голову пошинковать Тору по другому принципу, все согласны с тем, что есть, и лишь уточняют мелкие подробности. Но если вы не согласны, придумайте свою версию, посмотрим… Цитата: Глас Вопиющего результат (точнее, конечная цель) - дискредитация Пятикнижия - будет тот же. Ни кто и ни когда не ставил своей целью – дискредитацию Торы. Все хотели лишь знать правду о её происхождении, и по иронии судьбы, эта правда оказалась противоположной той традиции, к которой все привыкли за последние 2500лет. При том, первые её исследователи были люди, глубоко верующие, и искренне желавшие знать правду, они и сами-то не ожидали, что правда окажется такой приземлённой и далёкой от идеала. Б.Спиноза был Иудей и еврей, но после его книги о Торе, его выгнали из церкви и лишили средств к существованию. Ю. Вельгаузен (главный основатель документальной гипотезы) был протестантский богослов, который был вынужден уйти с кафедры богословия, после издания своей истории Израиля. Продолжение ответа на это возражение в следующем сообщении: |
Анатолий (инженер) |
10 января 2012 00:11
Сообщение #8
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 261 Регистрация: 11.03.2011 ICQ:-- |
Окончательный результат Является ли Библия чем-то большим, чем суммой ее частей? Конечно. Смешение разных историй, законов, стихов, и точек зрения создало то, о чем никто из авторов и не мечтал. J, E и D изображают Бога очень личностным образом: передвигающимся по земле, принимающим видимые формы, участвующим в дискуссии и даже полемизирующим с людьми. Концепция P – это более космогоническое, трансцендентное божество. Но Бытие 1 и Бытие 3 принадлежат двум разным людям. История Эдема взята из J, который никогда не утверждает, что люди созданы по образу и подобию Божьему. А рассказ творения взят из P, который никогда не подразумевал могущественные растения или говорящих змей. Редактор включил обе истории целиком, поэтому мы не можем сказать, знал он или нет, насколько изысканным получилось это слияние двух историй. Объединение здесь J и P создало нечто большее, чем сумму частей. История теперь стала богаче с новыми возможностями для толкования. В историях P миротворения и потопа Бог остается вверху и вдали, управляя людьми и природой и контролируя их. В рассказе J Яхве лично прогуливается в Эдемском саду, делает первую одежду людей, закрывает ковчег, обоняет жертву Ноя. В J и E Моисей в реальности видит Бога. В P – нет. В J Авраам защищает перед Богом от гибели города Содом и Гоморра, а Моисей защищает перед Богом от гибели народ в истории о разведчиках. А также и в E Моисей защищает от гибели народ в истории о золотом тельце, а потом он страстно и убедительно беседует с Богом «как говорит кто с другом своим». Он может даже сказать самому Богу: «для чего Ты мучишь раба Твоего» и «когда Ты так поступаешь со мною, то [лучше] умертви меня». В D Моисей молит Бога позволить ему жить, чтобы прибыть в землю обетованную, но Бог отказывает. P никогда не показывает людей, которые общаются с Богом с такой близостью. Напомним, что P ни разу не использует слово "милосердие". Он также никогда не использует слова "благодать" или "покаяние". Он никогда не упоминает верность Яхве. Жрец, который написал его, скорее, подчеркивал божественный аспект правосудия. То есть, вы получите то, что заслуживаете. Послушание вознаграждается. Вина наказывается. Не существует упования на милость божественного судьи. J и Е практически противоположны ему. Они подчеркивают аспект Божьего Милосердия. Вина может быть прощена через покаяние. "Яхве, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный" Эти слова, которые ни разу не упоминает P, встречаются около 70 раз в J, E и D. Это была новая и чрезвычайно сложная формула. Но это была формула, которая стала важной частью иудаизма и христианства на два с половиной тысячелетия. Баланс правосудия и милосердия является психологически и теологически более заряженным, чем космогоническо-личностный баланс. Существует постоянное противоречие в Яхве между его правосудием и милосердием. Они не являются легко совместимыми. Когда одна сторона может преобладать, а когда другая? Что же нам делать с этим знанием? До сих пор поиск тех, кто написал Библию, происходил главным образом в области изучения истории. По большей части исследователи были заинтересованы в истории религии, истории Израиля или истории формирования самой Библии. Те, кто пишут о Библии как о литературе, и те, кто был заинтересован в религиозном изучении Библии, т.е. Библии как священной литературы, редко используют эти знания. Частично это было обусловлено осознанием того, что такой анализ может быть угрожающим для религии. ... Но ситуация изменилась. В действительности угроза религии никогда не материализовалась. Велльгаузен сказал, что он отказался от преподавания студентам этого раздела теологии, потому что он «делает их непригодными для их службы». Но опыт последующих поколений наглядно доказал, что он ошибался. Многие (видимо большинство) протестантского, католического и еврейского духовенства в настоящее время изучает и преподает эту тему уже более века, и им удалось примирить ее со своими верованиями и традициями. Лично мне не удалось ни как примирить эти знания со своими верованиями и традициями... |
Глас Вопиющего |
10 января 2012 22:45
Сообщение #9
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 192 Регистрация: 1.05.2010 ICQ:-- |
Цитата: Анатолий (инженер) Вы называете дураком, человека Н-да, видно, возраст все-таки берет своё, в плане влияния на "менее способные мозги"...Логическая цепочка проста, как пареная репа: Фридман выдумал некого "редактора R", который оказался совершенно неспособен элементарные вещи скомпоновать так, чтобы избежать хотя бы бросающихся в глаза противоречий. Вывод (который напрашивается из представленной Фридманом картины): "редактор R" - Как видите, я просто озвучил вывод, который был несколько небрежно (ну так, чтобы его все же можно было распознать) прикрыт Фридманом за фасадом красивых слов в адрес этого самого редактора. Получается, Фридман говорит одно, а подразумевает другое. Если назвать вещи своими именами, то у Фридмана получается примерно следующая "картина маслом": ах, какой умный, какой эрудированный и талантливый этот Ездра, настолько умный, что ему не хватило ума как следует отредактировать несколько книг и поубирать оттуда явные ляпы. Цитата: Анатолий (инженер) Лично мне не удалось ни как примирить эти знания Это не знания. Это ги-по-те-зы. Гипотезы, понимаете? И не более того. Чтобы им превратиться в факты, над ними еще предстоит немало попотеть. А вы уже воспринимаете их, как факты. В этом ваша ключевая проблема. Как легко, оказывается, вас можно обвести вокруг пальца.Цитата: Анатолий (инженер) Б.Спиноза был Иудей ... Ага, вы еще скажите, что Л.Толстой был православный, а Таксиль - католик. Ю. Вельгаузен ... был протестантский богослов Цитата: Анатолий (инженер) Во-первых, вы совершенно не поняли понятий: Да все я понял, точнее, знаю. Это вы не поняли моей иронии. |
Анатолий (инженер) |
12 января 2012 00:19
Сообщение #10
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 261 Регистрация: 11.03.2011 ICQ:-- |
Цитата: Анатолий (инженер) Лично мне не удалось ни как примирить эти знания Цитата: Глас Вопиющего Это не знания. Это ги-по-те-зы. Гипотезы, понимаете? И не более того. Конечно понимаю... Я это и имел в виду, когда писал, "что мне не удалось примирить эти знания гипотезы" ... и далее по тексту А что, по вашему, знание самой гипотезы, разве нельзя считать знанием? А ваша гипотеза о написании Торы Моисеем в 15 веке, имеет ли хоть какие-нибудь доказательства, что бы стать фактом? - не вижу ни одного доказательста... Зато горы опровержений, мизерную часть которых я привёл в своих 11 пунктах, которые вы просто проигнорировали, что бы не дай Бог, не повредить своё мировоззрение... Вы уже в двух сообщениях, только тем и занимаетесь, как называете дураками неумными всех без разбора - и Ездра, по вашему, дурак, и Фридман придумал винегрет и подразумевет одно, а пишет другое... А может вы лучше попытаетесь доказать свою точку зрения или хотя бы убедительно опровергнуть мою, а не ругать всех подряд. Так обычно поступают люди, которым очень хочется доказать свою правоту, а не чем... и нет ни одного разумного аргумента, тогда начинают ругать всё что получится... |
Анатолий (инженер) |
14 января 2012 19:22
Сообщение #11
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 261 Регистрация: 11.03.2011 ICQ:-- |
Вот эту цитату я взял из другой темы, но здесь как раз имеется ответ на вопрос: Цитата: passedby авторство Моисея оспорено убедительно, но авторство Ездры рассмотрено только на уровне его возможных мотивов, а никакого сравнительного анализа книг Ездры и текстов предположительно принадлежащих перу Ездры в Торе нет Есть! Вот его вставка в книгу Левит: 39 А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; 40 в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; 41 и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; 42 в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, 43 чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш. (Лев.23:39-43) А вот и тексты, после которых, совершенно ясно, что до прочтения Ездрой книги Левит, ни когда до этого евреи не соблюдали этого праздника, что очевидно говорит о том, что этих строк в Левит вообще ни когда ранее не было. 13 На другой день собрались главы поколений от всего народа, священники и левиты к книжнику Ездре, чтобы он изъяснял им слова закона. 14 И нашли написанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах. 15 И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви [других] широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному. 16 И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле и на дворах своих, и на дворах дома Божия, и на площади у Водяных ворот, и на площади у Ефремовых ворот. 17 Все общество возвратившихся из плена сделало кущи и жило в кущах. От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы. Радость была весьма великая. (Неем.8:13-17) |
Глас Вопиющего |
14 января 2012 20:31
Сообщение #12
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 192 Регистрация: 1.05.2010 ICQ:-- |
Однако, продолжим. Вот еще одна "вставка" Ездры в книгу Левит: в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте. (Лев.23:5-8) Ездра пишет: И веселились все собравшиеся из Иудеи, и священники и левиты, и все собрание, пришедшее от Израиля, и пришельцы, пришедшие из земли Израильской и обитавшие в Иудее. И было веселие великое в Иерусалиме, потому что со дней Соломона, сына Давидова, царя Израилева, [не бывало] подобного сему в Иерусалиме. (2Пар.30:25,26) И совершали сыны Израилевы, находившиеся [там], пасху в то время и праздник опресноков в течение семи дней. И не была совершаема такая пасха у Израиля от дней Самуила пророка; и из всех царей Израилевых ни один не совершал такой пасхи, какую совершил Иосия, и священники, и левиты, и все Иудеи, и Израильтяне, [там] находившиеся, и жители Иерусалима. (2Пар.35:17,18) Совершенно ясно, что до прочтения Ездрой книги Левит, никогда до этого евреи не соблюдали этого праздника, что очевидно говорит о том, что этих строк в Левит вообще ни когда ранее не было. Все правильно, или мы с Анатолием что-то не понимаем? |
passedby |
14 января 2012 20:45
Сообщение #13
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 243 Регистрация: 12.09.2011 ICQ:-- |
Ну это не доказательство одного и тоже авторства. Мне нужен текстологический анализ, а не соображения что раз нашли книги и первый раз прочитали, то у Ездры зачесались пальцы написать что-нибудь. Мотив это косвенное доказательство, причем когда есть уже улики. Я их не увидел. |
Глас Вопиющего |
14 января 2012 23:47
Сообщение #14
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 192 Регистрация: 1.05.2010 ICQ:-- |
Анатолий всё спрашивал, где бы почитать апологетическую литературу, подтверждающую точность библейского повествования и принятых среди христиан датировок? Ну вот, к примеру, кое-что я нашел здесь. |
Глас Вопиющего |
15 января 2012 08:50
Сообщение #15
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 192 Регистрация: 1.05.2010 ICQ:-- |
Цитата: Анатолий (инженер) А что, по вашему, знание самой гипотезы, разве нельзя считать знанием? Надо быть точным в своих высказываниях. Вместо "мне не удалось ни как примирить эти знания" вам следовало бы написать "мне не удалось никак примирить эти гипотезы. А поскольку это всего лишь гипотезы, и вовсе не факт, что теория истоников JEPDR соответствует действительности, я сильно не заморачиваюсь по этому поводу". |
passedby |
15 января 2012 11:21
Сообщение #16
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 243 Регистрация: 12.09.2011 ICQ:-- |
Цитата: Глас Вопиющего Ну вот, к примеру, кое-что я нашел здесь. хорошая ссылка - убедительно доказывает реальность приключений Павла. А в остальном высасывание из пальца... Слишком эмоциально пишут там где действительно не хватает фактов. |
Анатолий (инженер) |
15 января 2012 12:27
Сообщение #17
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 261 Регистрация: 11.03.2011 ICQ:-- |
Цитата: Глас Вопиющего я рассматриваю книги ВЗ и НЗ, как исторические документы. Точно так же, как и другие доступные нам литературные источники глубокой (и не очень) древности. Вы же априори рассматриваете эти книги, как сборник мифов и легенд. Эта разница в предпосылках и определяет расхождение во взглядах. Авторитет книг Библии в моих глазах высок именно в силу моего отношения к ним, как к историческим документам, содержащим не только описание событий истории, но и свидетельства очевидцев. Именно такой подход дает мне основание заявить, что 1) Исход из Египта во главе с Моисеем и 2) воскрешение (а значит, и вознесение) Иисуса - это исторические факты, подтвержденные как самим текстом этих исторических источников (причем, и внебиблейских - тоже), так и свидетельством очевидцев. Как это вам удалось примирить Исход из Египта с Моисеем, с моими 11 пунктами из первого сообщения??? Особенно с последними двумя? Эти же пункты очевидно говорят о написании Торы кем-то кто жил на много веков позднее Моисея и к тому же исход 1.5 млн. евреев из Египта, с населением в 3 млн. человек, при условиии что евреи жили только в дельте Нила, выглядит чистейшей сказкой, как ни крути... А у вас это реальная история. И какие это внебиблейские источники могут это доказать? - ваша ссылка мною прочитана и доказывает лишь то, что многие места и люди из Библии действительно существовали, что доказывает лишь тот факт, что Библейские истории и мифы написаны по мотивам реальных событий, или по историческим данным, которые были известны авторам Библии в момент её написания. Я тоже могу найти немало доказательств, доказывающих что сказка "колобок" тоже основана на реальных событиях, а места и герои сказки - реальные персонажи из леса и из деревни. Мука, из которой бабуля слепила круглую буханку, совершенно реальна, и сделана на мукомольном заводе города N. ...и т.д. И все эти доказательства ни как не докажут, что сказка колобок - является описанием реальных исторических событий. Вот ещё некоторые мои личные наблюдения и расчёты, которые очевидно доказывают мифичность исхода: 1,5 млн. Евреев по Торе составляют более половины всего населения Египта тех времён, при том известно, что все евреи в Египте произошли из одной большой семьи за 400 лет, то выходит что сами египтяне вообще почти не размножались. Т.к. жили они только в дельте Нила, а Египет почти 1000км в длину, то выходит, что в низовьях Нила вообще не было больше ни кого, кроме сплошных евреев, а это не соответствует ни Торе, ни разумной истории. Моисей, принц Египта, с высшим образованием, сорок лет за руку здоровавшийся со всеми фараонами и его двором, знавший каждого по ФИО и родословной, почему то в «своих» книгах называет всех фараонов нескольких поколений исключительно одним словом – просто фараон. И это очевидно доказывает, что авторы Торы не имели ни какого понятия о том, какие именно Фараоны правили в те годы, и что бы не облажаться с именами, написали универсальное название - фараон. О туалете: 40 лет эта толпа, равная количеству населения современного города миллионника (сейчас в Н.Новгороде 1,2 млн. человек) гуляла по узким ущельям Синайского полуострова, а там ущелий шире 100 метров до сих пор не найдёшь (посмотрите фотки с гугла). И вот они там расположились станом! Если он будет шириной в 200м (это запредельный максимум) то длиной 30км (при условии, что на человека дадим 4м.кв площади, а это очень тесно). Проследим теперь походы этих жителей в туалет по большой нужде с лопаткой (по малой ходили где попало): - на голых отвесных скалах , окружающих стан, по большой нужде не сходишь, лопатой базальт не копнёшь, надо идти в туалет за 10 – 30 км в один конец, и затем вернуться обратно до ночи… Вероятно с одной стороны был туалет Ж, а с другой стороны М. 20 км до туалета не дойдёшь, навалишь прямо по дороге, в результате чего весь стан за 40 лет превратился в сплошной слой дерьма и мочи, в котором они и жили, прославляя Бога. Все виды инфекционных и бактериологических болезней им гарантированы в полном объёме со сплошной дизентерией в условиях полной антисанитарии. Так что жить лучше сразу за станом, в туалете… Человек в сутки выкакивает 200-300 гр дерьма, и 1л мочи, следовательно ежесуточно евреи должны были утилизировать 400 тонн дерьма и 1500 тонн мочи! А за 40 лет они навалили в Синае 5,8 млн. тонн дерьма и 22 млн. тонн мочи, В результате чего Синайские ущелья должны сейчас уже превратиться в плодороднейшие почвы черноземья, но там ни чего этого нет! О питании людей: Ели они всё время манну небесную (ну чего только не придумают еврейские жрецы в своей сказке) в количестве примерно 1 литр на человека в сутки. Судя по тому, что они так прожили 40 лет, можно сделать вывод, что эта манна – это самая первая БАД в истории человечества, с такими волшебными свойствами. Но её нужно было в сутки собрать с незагаженных территорий (а где их там найти, везде одно дерьмо и моча) в количестве 1500 тонн в сутки – это примерно 150 Камазов, по 10 тонн в каждом. Такое количество не то что собрать с земли, а даже просто разгрузить с машин и поделить на всех - уже не разрешимая проблема в течении суток. А по пятницам нужно было собрать двойную дозу – 300 Камазов. (а у них и так вся жизнь состояла из походов в туалет и обратно) О питании скота: У 1.5 млн. людей должно быть не менее 1млн. скота, которому для прокорма нужны каждый день несколько сотен гектаров плодородных почв с густой травой по колено, а на Синайской горной пустыне, где они жили, растёт 2 травинки на гектар (которых с трудом хватает даже кузнечикам)! Выходит, что скот кормился гранитно-известняковой крошкой, и доился чистым креазотом. При том что у них, каким то чудом уцелел скот, они всё время просили у Бога мяса. О воде: Если на человека и его скотину взять по 1-2 ведра воды в сутки (в городе норма на человека без скота более 300 литров в сутки) на еду, питьё, помывку и др. хоз. нужды, то в сутки на всех надо 15 - 30 000 тонн воды, т.е потребление воды равно 10-20 тонн в минуту! Естественно, что почти вся эта вода (кроме той, которая испариться), в виде отходов прольётся тут же на землю в виде мочи и бытовых стоков, загадив до невозможности всю территорию. Но воды там почти ни где нет! Особенно в таком количестве… Что же они там пили? Из Торы известно, что ни кто из вышедших из Египта не вошёл в Ханаан, т.е. в Синайской пустыне должны лежать 1,5 млн. еврейских скелетов! Но там ни чего не найдено! (кроме нескольких скелетов в джинсах и с мобильниками, из заблудившихся туристов) |
Глас Вопиющего |
15 января 2012 22:36
Сообщение #18
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 192 Регистрация: 1.05.2010 ICQ:-- |
Как называется человек, который берется публично судить о предмете, предварительно его не изучив как следует? Просто для примера вашего предвзятого и поверхностного подхода к предмету обсуждения приведу один факт. Цитата: Анатолий (инженер) И это очевидно доказывает, что авторы Торы не имели ни какого понятия о том, какие именно Фараоны правили в те годы, и что бы не облажаться с именами, написали универсальное название - фараон. Ясно, Анатолий начитался Таксиля... ;)Привожу небольшую нарезку цитат, без выводов. Начиная с XI династии Среднего царства фараон при коронации выбирал себе пять титулов, или тронных имен. Эти тронные имена (титулатура фараона) были не случайными, а обозначали намерения фараона, будущие деяния правителя – то, что он хотел осуществить за время своего правления. Кроме того, в перечне тронных имен содержалось указание на бога, который был для этого фараона особенно почитаемым и важным. Первым называлось «имя Гора», и тем самым подчеркивалась роль фараона в качестве земного воплощения бога Гора. Второе имя – «имя Небти», или «имя обеих владычиц» – подчеркивало, что фараон является повелителем Верхнего и Нижнего Египта. Богиня Нехбет, которую изображали на гербе в виде коршуна, считалась покровительницей Верхнего Египта, а Ваджет – представленная в виде кобры – была покровительницей Нижнего Египта. Третье имя – «золотое имя Гора». Его значение точно не установлено. Четвертое – тронное имя правителя Верхнего и Нижнего Египта, в котором подчеркивалось единение двух частей страны. Пятым именем считается личное имя фараона, данное ему при рождении, снабженное необходимым указанием на его божественное происхождение – сын Ра. В науке фараонов чаще всего называют по первому, четвертому и пятому имени. Все имена обозначились соответствующими иероглифами, и получался длинный ряд. Перечисление всех имен фараона трудно запомнить. Личное имя фараона, данное ему при рождении, известно было только узкому кругу приближенных и родственников. После коронации, когда фараон получал все свои имена, его вообще не называли по имени. На рельефах и живописных изображениях имя фараона помещали внутрь картуша – овального обрамления, по которым ученые сразу определяют, что речь идет об имени. Картуши были довольно большими, чтобы вместить многочисленные иероглифы. Например, пять тронных имен фараона Тутанхамона выглядели примерно так: Первое имя Гора – Ka-nacht tut-mesut – «Могучий бык, совершенный в своем воплощении». Второе имя Небти – Nefer-hepru segereh-taui se-hetep-netjeru nebu – «Движущая сила Закона, умиротворяющего обе страны, угодная всем богам». Золотое имя Гора – Wetjes-chau sehetep-netjeru – «Дающий знаки, примиряющий богов». Тронное имя – Nesu-bity: Nebcheprure – «Царь Верхнего и Нижнего Египта, Проявление бога Ра». Личное имя – Sa-Re: Tutanchamun (heqa-iunu-schema) – «Сын Ра, Живой образ Амона, правитель Верхнего Египта и Гелиополиса». Четвертое и пятое имена помещены в картуши. Фараоны первых династий стали помешать свои имена Гора в рамку, так называемый серех – упрощенный рисунок крепости с изображением сокола, символа Гора. Только фараон IV династии Снофру (около 2639-2604 г. до н. э.) приказал заключить его личное имя в картуш. Фараон Нефериркар из V династии, правивший около 2483-2463 г. до н. э., применил обрамление для тронного имени. На языке древних египтян картуш назывался шену от глагола «шени», означавшего «окружать». Возможно, при начертании картуша за образец было взято «кольцо Шен» – древнеегипетский символ Вечности. В религиозном мировоззрении древних египтян имя имело чрезвычайно важное значение для жизни после смерти. Картуши с именами ненавистных фараонов скалывали с каменных плит саркофагов, храмов и гробниц. Людям запрещалось произносить их имена. Согласно древнеегипетским источникам, придворные никогда не называли царя по имени. Они говорили «Он», «Его величество», «Бог», «Хор». Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести, как царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились, как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин "фараон" появился из словосочетания двух египетских слов пер-аа, что означало "дом великий". Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени. |
passedby |
16 января 2012 18:09
Сообщение #19
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 243 Регистрация: 12.09.2011 ICQ:-- |
Цитата: Глас Вопиющего Как называется человек, который берется публично судить о предмете, предварительно его не изучив как следует? ДА и ладно, это и есть процесс обучения, Вам жалко чтобы он от Вас учился а не самостоятельно? |
Глас Вопиющего |
19 января 2012 21:35
Сообщение #20
|
Активный участник
Репутация: -- Группа: Посетители Сообщений: 192 Регистрация: 1.05.2010 ICQ:-- |
Цитата: Анатолий (инженер) Пример этот хоть и не из Торы, но типичный, простой и наглядный. Вот ещё один пример, подробно рассмотренный в одноимённой теме: Да уж... Ну и как же это опровергает факт исхода во главе с Моисеем, позвольте полюбопытствовать? Да никак. А посему я даже время не буду тратить на разъяснения, тем более, что про Давида и Голиафа в той теме уже было разъяснено.А вот простое противоречие уже с первой страницы Торы: между первой и второй главой Бытия есть большое противоречие - в первой главе Бог создаёт животных до человека, а во второй главе после человека... Ну и как же было на самом деле? Очевидно, один из авторов врёт, или может, оба врут? Нет, на самом деле, тут еще более жестокая действительность: просто кое-кто не научился думать вне принятых рамок. Например, если его рамки предполагают только один вариант повествовательного текста - с жесткой привязкой к хронологии.Этот подход демонстрирует неспособность некоторых смотреть на явление глазами людей той культуры и тех форм общения, в которых был создан тот рассматриваемый текст. Поймите же, наконец, что в древней семитской культуре были приняты другие литературные нормы, нежели те, к которым вы вместе с гр. Фридманом, Таксилем и Вельхаузеном привыкли. В частности, автор первых двух глав книги Бытие умышленно описывает одни и те же события под двумя разными углами зрения. Надеюсь, вам приходилось слышать о таких понятиях, как "трансцендентный" и "имманентный"? Так вот, Бог, представленный в 1-й главе Бытия - трансцендентный. Имя "ЯХВЕ" в этом тексте умышленно не используется, так как это имя отражает другую сторону божественного характера (природы): имманентность. Именно это и отражено во 2-й главе. Здесь уже Бог назван именем, отражающим Его имманентность и проявляющуюся в близости Бога к человеку. Во 2-й главе Бытия Творец описан, как горшечник, лепящий из глины (праха земли) "сосуд" - первого человека, как искусный садовник, насадивший прекрасный сад, как профессиональный хирург, совершающий абсолютно безболезненную операцию вырезания "ребра". Для того, чтобы вдунуть в ноздри (так в оригинале) Адама дыхание жизни, Творец должен был низко наклониться к самому лицу первого человека. Одним словом Бог Творения невероятно близок к человеку, Он как бы становится с ним на одну ступень. В то время как в 1-й главе Бог представлен, как творящий мир как бы "издалека". Эти два аспекта природы Бога (трансцендентность и имманентность) гармонично дополняют друг друга. И еще один важный для понимания аспект. В 1-й главе повествование разворачивается последовательно, отмерены даже установленные отрезки времени (вечер-утро), а объект (конечная цель) творения представлен в самом конце текста. Во второй главе - наоборот, человек, как объект творения, представлен в самом начале. А потом уже вокруг человека разворачивается описание того, что было сотворено для него. Не хронологически, разумеется, а по значимости. 2- Параллельные истории об одном и том же в разных изложениях. Самый наглядный пример - 10 заповедей в 3-х вариантах! (Исход 20, Исход 34, Втор.5) При том, первую версию, написанную самим Богом на скрижалях, самую ныне почитаемую, Моисей разбил и (вероятно) выкинул в помойку (ни кто их ни когда не видел). Вторая версия на вторых скрижалях, которые опять наскрябал Бог, вообще ни кому не понравилась - бред какой-то, но именно эти слова лежали веками в ковчеге! Третья версия почти копия первой, но причина соблюдения субботы в корне изменена, и не пригодна для христиан (евреям сойдёт). Ну и какая версия Божественная, а какая придумана людьми? О чем вы, уважаемый?В Исх.34:12 черным по белому написано: "вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил". То есть, никакой "второй версии" не существует. То есть, она существует исключительно в вашем буйном воображении. Там же существует и фантазия "выкинул в помойку". Откуда вы знаете, что Моисей сделал с разбитыми скрижалями? А может быть, он собрал обломки и 40 лет носил с собой? Так называемая "третья версия" действительно отличается от первой (Исх.20) - в тексте 4-й заповеди. Для этого существует вполне приемлемое объяснение: Моисей (сам или по вдохновению свыше - в данном случае не принципиально) усмотрел в Субботе прообраз избавления от рабства и предстоящего обретения Покоя в обещанной Земле. Таким образом, Суббота приобрела дополнительный богословский смысл: не только знак творческой силы Бога ЯХВЕ, но и символ освобождения от рабства. Пророки не были ограничены Богом в своих размышлениях над действиями Бога ради Его народа и в истории вообще. Бог не загонял их (и нас тоже, кстати) в узкие догматические рамки: "только так, и никак иначе". 3- Рассказы Торы повествуют о настоящем времени, как о давно прошедших событиях. Пример: Опять вы не выучили как следует матчасть. Согласно иудео - христ. традиции автором книги Судей является Самуил. Так что зря старались. Но опять-таки, какое это имеет отношение к Исходу и его датировке? Да никакого."Ханаанеин тогда был на земле..." (Бытие, 12:6). Если сказано, что тогда был ханаанеин в этой стране, значит, имеется в виду, что теперь его там нет. А ханаанеи были изгнаны из своей страны евреями, как говорится в Библии, после смерти Моисея. Значит написаны эти строки после завоевания Ханаана. В книге Иисуса Навина рассказывается о его смерти и о последующих событиях. Но сообщать о том, как евреи похоронили его, сам Иисус, конечно, не мог. В книге Судей часто упоминается, что в те времена, о которых там говорится, у евреев еще не было царей. Очевидно, это писали тогда, когда цари у евреев уже были. Между тем эпоха царей была в истории еврейского народа после эпохи судей. Значит, книга Судей была написана не судьями. А вот Бытие 12:6 - да, имеет. Да только вы безнадежно опоздали со своими "опровержениями": сегодня никто из богословов, даже самых консервативных, не станет утверждать, будто эти слова написал сам Моисей. Все дружно признают, что это позднейшая вставка. Я, кстати, в одной из тем писал, что тексты Писания содержат редакторские правки разного рода. Однако это нисколько не преуменьшает его ценности, и только подтверждает раннюю датировку основного текста (разумеется, более раннего, чем текст правок и вставок). 4 - Некоторые тексты выдают местонахождение авторов, которые писали это в Израиле, но Моисей там не был. А что, Спиноза - это истина в последней инстанции? Да мало чего он там нарассуждал... А для меня это вовсе не значит. Моисей вполне мог написать так. Потому что место, где он был в момент написания, действительно находилось "за Иорданом" по отношению к той земле, в которую предстояло вступить израильтянам, и к которой были устремлены все его мысли.Моисей говорил "всем израильтянам за Иорданом" (Второзаконие 1:1) Но если написано, что Моисей говорил "за Иорданом", значит, сам писавший в это время находился по эту сторону Иордана, на западном его берегу. Значит, рассуждал Спиноза, Моисей никак не мог написать Второзаконие. Но даже если это одна из вставок поздних редакторов, то это ничего в принципе не меняет в плане датировки основного текста (см. выше). 5- Невероятное расхваливание самого себя самым скромным человеком на земле! Ну разумеется, это еще один пример работы редактора. Который лишний раз подтверждает древность редактируемого текста. Я писал уже, древние израильтяне гораздо проще относились к своим книгам, без лишней сакрализации и консервации текста, которые стали продуктом более поздней эпохи. И поэтому для них подобные правки и вставки были делом нормальным и привычным.6 - Некоторые местности именуются в Торе не теми именами, которые они носили во времена Моисея, а теми, которые они получили значительно позднее. См. выше. Я же говорю, вы безнадежно отстали от времени, все еще полемизируете с богословами 16-го века...7- Мог ли Моисей подробно описывать свою смерть и похороны в последней главе Второзакония ?! Ну естессно, нет. Этот текст, если мне память не изменяет, давно уже признан добавлением Иисуса Навина. Хотя возможны и другие редакторы. Сути дела это не меняет.8 - В Бытие имеется список царей Едомских, живших после Моисея. Аналогично."Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых:"(Быт.36:31) 9- В ВЗ имеются целые главы, совершенно одинаковые... Что наводит на мысль о компилятивном характере составления ВЗ. Это шито белыми нитками. И опять же, какое это отношение имеет к факту исхода во главе с Моисеем? Как факт литературных заимствований у пророков опровергает факт Исхода?10 - Первые упоминания о заселении малочисленными еврейскими племенами Ханаана, относятся к 12 веку до н.э. Куда же делись 1.5 млн. евреев, заселивших Ханаан в 14 веке, согласно Торе? "Откуда дровишки"? Откуда вам известно о "первых упоминаниях о заселении малочисленными еврейскими племенами Ханаана"? Источники информации, плиз.И почему за 400 лет в рабстве из одной семьи получились 1.5 млн. человек, а на свободе в Ханаане за 2-3 века они почти все вымерли? "Откуда дровишки" (насчет "вымерли")? Вы что, проводили тогда перепись населения?70 человек за несколько сотен лет запросто могут превратиться в несколько миллионов. С учетом раннего брачного возраста, низкой детской смертности и многодетности. Рост численности населения происходит по геометрической прогрессии. Сядьте с калькулятором и прикиньте, вы ведь инженер, как-никак. 11 - По современным историческим данным, всё население Египта, ко времени исхода, было не более 3 млн. человек. ]"Откуда дровишки"? Вы что, проводили тогда перепись населения? |
Сейчас: 23 ноября 2024 00:59 |