просмотров: 6071 | Материалы рассылки
В ВЗ (Ветхом Завете) нельзя найти никакого трактата о Боге, подобного трактатам De Deo Uno (о Едином Боге) средневекового и классического богословия. Вокруг «идеи Бога» не ведется никакой дискуссии. Существование Бога считается само собой разумеющимся. Псалмопевец возвещает: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»« (Пс 13:1; 53:2). Бог ВЗ - Бог, которого каждый познает сам. Каждый не только верит в Бога, но и размышляет над текущей ситуацией, над тем, что привело к ней, над отдаленном прошлом, и каждый знает, что Бог проявлял себя там. Авторы ВЗ не доказывают существование Бога с научной точки зрения, чтобы вызвать интерес современного ученого, философа, или историка. Они знают из собственного опыта, что Бог существует. Они убеждены, что Бог положил начало, поддерживал и управлял вселенной, и что именно Он направляет историю в свое русло. Они не знают инертного Бога.
***
Еврейская Библия и ее главная идея – единобожие есть результат борьбы за Бога, которая был долгой и сложной: «Библия, вероятно, не должна считаться монотеистической книгой, но собранием монотеизирующей литературы. В нем нет какого-то серьезного трактата, философски обсуждающего монотеизм. Но каждая часть более или менее явно служит монотеизму. « (Сандерс 1984: 51). Этот процесс монотеизации официально завершился с редактированием и кристаллизацией в письменной форме истории борьбы за единого Бога. Паралипоменон и книга Даниила в ее существующей форме представляют здесь последнюю стадию. Те, кто строго следовал первой заповеди (Исход 20:2-6; Втор. 5:6-10), и придерживался принципа Шма (Втор. 6:4-9) были меньшинством. Религиозная история Израиля – это история постоянного отпадения от единого Бога. Тем не менее, именно Он - исключительный и единственный Бог, является центром истинной израильской религии.
1.Борьба за Единого Бога. Процесс создания книг ВЗ занял приблизительно восемьсот лет и имеет множество в разной степени очевидных следов борьбы Израиля с Ханаанской религией и ее пантеоном, постоянно находившимся где-то поблизости. Процесс, который в итоге привел к монотеизму Второисийи, имел ряд заметных стадий, но его путь был отнюдь не прямым.
Бог в «народной» Иудейской или израильской религии - не обязательно Бог законченной еврейской Библии, хотя этот «народный Бог» важен для понимания процесса формирования идеи. Можно говорить о двух религиях в Израиле: (1) официальной, касавшийся единого Бога и его закона, представленного священниками и пророками, рафинированной и говорящей на языке, который люди не знают, и (2) народной, приземленной, профанированной, с акцентом на периферию и с практиками, не контролируемыми официальной религиозной верхушкой. Официальная религия, или религия меньшинства выражена в Священническом кодексе, Второзаконии, Девтерномистической истории, воззваниях пророков и Псалмистов; «народное» отношение отражено в большой части кн. Царств, запретах во Второзаконии и полемике пророков. Как простой народ, так и знать подменяли служением Ханаанским богам служение единому истинному Богу. Осия, например, дает краткое описание двух столетий ложного служения: «они обращаются к другим богам и любят виноградные лепешки их» (3:1); «блудодействовали» (4:11-14; 9:1); «они обращались к Ваалу» (7:16); «из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов... художник сделал его, и потому он не бог» (8:4-5); «много жертвенников настроил Ефрем для греха» (8:11); «Забыл Израиль Создателя своего» (8:14); «Ефрем... сделался виновным через Ваала, и погиб» (13:1). Многобожие и формы идолопоклонства стали фактически узаконенными как на Севере (4 Цар.17:7-18) так и на Юге (4 Цар. 18:4 бронзовый змей; 4 Цар. 21:1-16-Манассия). Бог, который вывел людей из Египта, был отодвинут в сторону. Идолы большинства, на общенародном уровне, преобладали над поклонением одному истинному Богу меньшинства. Люди забыли, что именно YHWH,а не Ваал, благословляет, то есть, дает изобилие и процветание людям, животным, и полям (Иер. 14:22).
2. Dtn-Dtr и Единый Бог. Бог Израиля - Бог-ревнитель, Кто не терпит никого другого (Исход 20:5; Втор. 5:9; Втор.4:24; 6:15; 9:7b-10:11). У него есть исключительная власть над Израилем, хотя другие народы могут пойти своим путем: « Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков» (Мих. 4:5). Но жестоковыйные люди (Исход 32:9; 33:3, 5, и т.д.), роптали против своего Бога (Исход 16:2; Числа 11:2; 12:1; 14:2, 26, и т.д.) в течение сорока лет в пустыне даже у края Земли Обетованной, так, что гнев Бога воспламенялся против них (Исход 32:11; Числ. 11:10, 33, и т.д.). Эти традиции предоставляли материал авторам Девтерномического кодекса и Девтерномистической истории. Эти авторы рассматривают Израиль, расположенный на пороге Земли Обетованной, ведомый из Египта единым Богом, и возлагают на него обязательства перед Ним: «Господь, Бог наш, Господь един есть « (Втор 6:4). Поскольку он уникален и победил людей Египта, он может ожидать от них любви и требовать, чтобы люди служили ему всем сердцем, всей душой и всеми силами своими (Втор. 6:5). Бог Второзакония - Бог первой заповеди Декалога. Благословение Бога сохранится и при увеличении потомков, и при процветании на земле. Но оно теперь уже зависит от приверженности единому Богу и его заповедям (Втор. 31:15-20). Девтерномический Закон возлагает на людей как минимум строгое единобожие.
Девтерномист здесь еще более строг. Бог и рядом и отдален, милосерден и требователен: « Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? (Втор. 4:7); « Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека... но весьма близко к тебе слово сие: [оно] в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его « (Втор 30:11-14). Люди не должны путать своего Бога с «солнцем и луной и звездами и всем воинством небесным» (Втор. 4:19). Бог управляет этими небесными телами, но Он не находится в них, так же, как Он не проистекает из сил природы. Чтобы подчеркнуть уникальность Бога и уникальность призвания Израиля Богом, Девтерномист, через человека Моисея, оглядывается назад в тайну создания: « Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему? слышал ли [какой] народ глас Бога, говорящего из среды огня, и остался жив, как слышал ты?» (Втор. 4:32-33). Причина действий Бога состоит в том, что « Он возлюбил отцов твоих и избрал [вас], потомство их после них « (Втор. 4:37). И как следствие: « Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его]; и храни постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне « (Втор. 4:39-40). Любовь Божья и хранение его заповедей - нерасторжимые корреляты во Второзаконии. Поскольку Бог - спаситель людей, он может рассчитывать на взаимную любовь, потому что «у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней « (Втор. 10:14). Он может потребовать у людей, « чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его « (Втор. 10:12-13). Ключевая тема Девтерномистической истории и богословия звучит в 1:8: « Я даю вам землю сию.» Именно Бог и Он один выполнили все. Он один привел людей к этой стадии их истории, поскольку они стоят между обещанием и выполнением. Втор 1:6-3:29 не является только историческим взглядом назад. Это - проповедуемая история, которая требует, чтобы люди учились из того, что сделал их Бог.
История людей Израиля, в том ключе, в каком Девтерномист интерпретирует историю, является историей нарушения первой заповеди служением «чужим богам.» Стандартные заявления в кн. Судей формулируют это теологическое истолкование истории (2:11-19; 3:7-11; 10:6-16). Вся история народа в период монархии была непрерывным отпадением от Бога так, чтобы Девтерномист мог сказать при падении Северного Царства, что «прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего. Не осталось никого, кроме одного колена Иудина» (4 Цар. 17:18). Но жизнь Иуда оказалось в конце не лучше: «Гнев Господень был над Иерусалимом и над Иудою до того, что Он отверг их от лица Своего» (4 Цар. 24:20).
3. Единый Бог. Именно Второисаия выражает наиболее ясно, что Бог Израиля единственен и уникален, иными словами, выражает в строгом смысле саму идею монотеизма. Есть двенадцать особенных стихов, где этот пророк утверждает уникальность Бога Израиля (45:14-25): «у тебя только Бог, и нет иного Бога» (v 14a); Господь, сотворивший небеса, Он, Бог» (v 18a); «Я Господь, и нет иного» (v 18d); «Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину» (v 19c); «Не Я ли, Господь? « (v 21c); « и нет иного Бога кроме Меня « (v 21d); « ибо я Бог, и нет иного « (v 22b); « Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила « (v 24a); « Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево « (v 25). У этих девяти монотеистических утверждений есть совокупный эффект. Здесь также можно часто встретить слова «спасать» или «спасение», «Спасение» не имеет здесь подтекста христианского новозаветного богословия – скорее оно употребляется здесь в значении «охранять» или «защищать». Бог Израиля неизмерим и недоступен (40:12-17), несравним (40:18; 46:5, 9); он распростер небеса (40:21-22; 42:5; 44:24; Пс. 104:2b); Он - Святый Израилев (41:14, 16, 20; 43:15; 45:11; 48:4; 49:7); он со своими людьми (41:10; 43:2); он приносит радость, утешение, и уверенность (51:3, 6, 8, 11, 16; 52:10, 12; также 41:8-13, 14-16; 43:1-4, 5-7; 44:1-5). Он - «Я есть», кто действует, « чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие « (41:20). Нет, поэтому, никаких других «богов». Говорить о них – значит говорить ни о чем или бездушной работе человеческих рук (40:19-20; 41:6-7; 41:23-24, 29; 42:17; 43:10; 44:9-20; 46:1-13; 48:5). В середине 6-ого столетия до Р. Хр. Проповедь Второисаий возвестила монотеизмом во всей его полноте.