просмотров: 94194 | Блог автора
Светский гуманизм (Secular humanism) - это некая система взглядов, которую предлагают атеистам в качестве мировоззрения. Атеизм сам по себе не может быть целостным мировоззрением, так как является просто отрицанием существования Бога, поэтому атеистам нужна какая-то позитивная программа.
Основной функцией светского гуманизма является публикация манифестов и деклараций. Манифестов этих очень много:
«Гуманистический манифест I» (1933)
«Гуманистический манифеста II» (1973),
«Декларация светского гуманизма» (1980),
«Декларация взаимной зависимости» (1988),
«Гуманистический манифеста 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму» (2000),
«Гуманистический манифест III» (2003).
«Декларация неогуманизма» (2010)
Эти манифесты представляют собой пафосные и напыщенные тексты, некоторые из которых следовало бы прямо отнести к древнему жанру доксологии, так как они процентов на 90 состоят из многословного и велеречивого воспевания этого самого светского гуманизма и его последователей. У меня есть стойкое ощущение, что большинство из тех наивных атеистов, которые легкомысленно отнесли себя к последователям светского гуманизма, толком эти манифесты и не читали. Я взял на себя безрадостный труд прочесть эти тексты, и теперь собираюсь познакомить вас с их содержанием.
Самый первый манифест представляет собой жалкую и малодушную попытку мимикрии атеизма под религию. Его авторы предлагают создать всеобщую религию, в которой от религии как таковой не останется и следа, а в качестве ее догматов будут естественнонаучные постулаты. Такое лукавство было продиктовано резко негативным отношением к атеистам в христианском мире. За несколько десятилетий до публикации этого манифеста атеисты пришли к власти в России, Мексике, Китае и начали преследовать верующих. На атеистов смотрели как на упырей, поэтому они решили спрятаться под маской некой светской религии. Реакция общества на этот манифест была вполне предсказуема.
Второй манифест появился спустя 40 лет, когда атеистам уже не нужно было никем прикидываться. Этот манифест представляет собой уже более пространный документ, который содержит в себе советы и наставления о том, как должно развиваться и жить общество. В потоке высокопарного жонглирования красивыми словами (свобода, достоинство, разум, права, прогресс) и декларирования банальностей (все должны жить хорошо и никто не должен жить плохо) уже можно найти весьма небанальные изюминки. Позвольте обратить на них ваше внимание:
Что касается области половых отношений, мы полагаем, что нетерпимость, проповедуемая ортодоксальными религиями и пуританскими культурами, чрезмерно ограничивает свободы в этой сфере. Должно быть признано право на контроль рождаемости, аборт и развод. Мы не одобряем подавляющие личность, порочащие человеческое достоинство формы выражения сексуальности, но в то же время мы не желаем запрещать – ни законодательно, ни посредством общественного мнения – сексуальные взаимоотношения между согласными на то взрослыми людьми. Большинство разновидностей сексуальных контактов сами по себе не должны быть признаваемы “порочными”.
Нетрудно заметить, что под "нетерпимостью", о которой говорится в этих словах, подразумевается позиция Католической церкви. Впрочем, дальше будет интереснее:
Для того, чтобы человек в полной мере ощутил собственное достоинство и ценность свободы, в любом обществе он должен обладать полным набором гражданских свобод. Этот набор включает свободу слова и печати, политическую демократию, легальное право на оппозицию правительственной политике, честную судебную процедуру, свободу совести, свободу объединений и ассоциаций, а также свободу искусства, науки и культуры. Он предполагает также признание права личности на достойную смерть, эвтаназию и право на самоубийство.
Право на самоубийство, это, простите, что? Судя по тому, что в тексте четко разделены эвтаназия и самоубийство, светский гуманизм не возражает против того, чтобы человек мог добровольно уйти из жизни не только по причине страданий, которые не удается прекратить, а просто по тому, что его существование в данный момент перестало его радовать.
Мировое сообщество должно перейти к совместному планированию использования быстро истощающихся ресурсов. Планету Земля следует рассматривать как единую экосистему. Экологические воздействия, состояние ресурсов и рост народонаселения должны находиться под согласованным международным контролем.
Здесь впервые прозвучала любимая тема светских гуманистов - ограничение рождаемости и сдерживание роста народонаселения. Хотелки светских гуманистов, связанные с облегчением смерти и усложнением рождения здесь вызывают уже легкую тревогу. А вот в "Призыве к новому планетарному гуманизму" светские гуманисты уже совсем распоясались.
Их очень радует старение христианского мира:
Решена проблема роста населения в богатых странах Европы и Северной Америки. Во многих областях мира население растет не за счет рождаемости, а за счет уменьшения смертности и увеличения продолжительности жизни, – это положительная тенденция
Но огорчает то, что католики сопротивляются желанию распространить эту тенденцию на весь мир:
Многие религиозные и политические группы препятствуют распространению противозачаточных средств или финансированию программ, направленных на снижение рождаемости и ограничение роста населения. Как следствие, замедляется экономическое развитие и борьба с нищетой.
По мнению гуманистов, детей недопустимо учить религии:
Хотя нравственное руководство со стороны взрослых и жизненно необходимо, родителям не следует навязывать детям собственные религиозные представления или моральные ценности, стремиться внушить им определенные взгляды.
Но зато им с молодых ногтей нужно объяснить ценность гомосексуализма и контрацепции:
С раннего возраста должна быть доступна возможность соответствующего сексуального просвещения, касающегося вопросов ответственного сексуального поведения, планирования семьи и методов контрацепции.
На протяжении всего манифеста, светские (теперь уже планетарные) гуманисты неустанно похваляют себя за новаторство в области морали:
Планетарный гуманизм стремится предложить достижимые цели на длительную перспективу. В этом состоит принципиальное различие между гуманизмом и архаичной, основывающейся на религии моралью. Гуманизм рисует новые, смелые образы будущего, порождает уверенность в способности человеческого рода разрешать встающие перед ним проблемы, опираясь на разум и позитивное мировоззрение.
В качестве одного из таких смелых образов будущего планетарные гуманисты предлагают узаконить инцест, запрет на который во всех культурых был обусловлен "архаичной моралью".
Совершеннолетним людям дозволяется вступать в брак с теми, с кем они пожелают, независимо от расовой, этнической, религиозной, классовой, кастовой или национальной принадлежности партнера. Супружеские пары одного пола должны обладать теми же правами, что и гетеросексуальные пары.
Не должны запрещаться смешанные браки, в частности между белыми и неграми, и браки между родственниками.
Планетарные гуманисты много говорят о бедности и о несчастливой жизни бедных регионов. Метод, который предлагается для решения проблемы, состоит не столько в том, чтобы накормить голодных, сколько в том, чтобы сократить количество едоков за счет "социальных инвестиций".
Нам нужно заново проставить акцент на социальном, а не только экономическом развитии, учитывая тот факт, что экономическое развитие не всегда ведет к социальному, и потому уменьшить нищету и вовлечь большее число людей в денежную экономику должны прямые инвестиции в социальную сферу. Необходимо поддерживать меры, направленные на непосредственное улучшение здоровья и благосостояния беднейших слоев населения, особенно женщин и девушек. Сюда должны быть включены усилия по стабилизации, а в дальнейшем и снижению показателей роста населения.
Поэтому, в вопросах международной помощи нужно сделать особый акцент именно на средствах контрацепции. Планетарные гуманисты предлагают даже примерную формулу их распределения:
Мы настоятельно призываем все индустриальные страны в качестве первого шага принять основные положения, сформулированные Организацией Объединенных Наций, касающиеся международного содействия развивающимся странам, а именно выделять (возможно в виде налога) ежегодно по 0,7 процента своего годового дохода на содействие их развитию, из которых двадцать процентов должно идти на социальное развитие, а двадцать процентов из бюджета социального развития на решение проблем народонаселения. В последующие годы эта помощь должна возрасти.
Естественно, у планетарных гуманистов имеются вполне обоснованные опасения, что люди, которых они стремятся облагодетельствовать контрацепцией и контролем рождаемости, будут сопротивляться. Поэтому для целей такого облагодетельствования нужно создать планетарную полицейскую структуру, "мощный орган", от которого было бы не убежать:
Фонду народонаселения Организации Объединенных Наций должны быть предоставлены необходимые ресурсы для удовлетворения в странах мира потребности в противозачаточных средствах, что будет способствовать стабилизации роста населения. Если окажется, что эти органы неспособны справиться со стоящими перед ними огромными проблемами, следует создать более мощный планетарный орган.
Если в этом манифесте "планетарных гуманистов" заменить слова относящиеся к людям, вроде "население", на "популяция бродячих животных", то может показаться, что читаешь протокол совещания в муниципалитете. Бродячие животные действительно являются проблемой крупных городов и существует вполне гуманное решение этой проблемы: отлов с последующим размещением в приюты и обязательной стерилизацией. Если последовательно проводить эту практику, бездомных животных не останется вообще: новые животные не будут появляться на свет, а существующих либо возьмут себе новые ответственные владельцы, либо они мирно доживут свой век в приюте.
Ту же практику "планетарные гуманисты" хотят применить к бедным и нуждающимся. Если ограничивать рост населения, то проблемы бедности исчезнут сами собой с исчезновением их носителей. Сложно поспорить с тем, что подобный подход будет эффективным. Только он не имеет ничего общего с гуманизмом. Просто для отцов "планетарного гуманизма" не все люди одинаково ценны. Если человек не может насладиться всеми благами научно-технического прогресса, его ценность примерна равна ценности кошки, живущей в подвале. И если эту кошку никто не хочет взять домой, то надо хотя бы сделать так, чтобы она не плодила котят.
Нет ничего удивительного в том, что удалив из жизни человека Бога, человека хотят поместить в планетарный концлагерь, где "мощный планетарный орган" будет решать, достоин ли ты, твоя семья, твой народ и твоя культура будущего, или же ты должен попасть под программу гуманистического сокращения народонаселения.
Печально все это...
Комлев Алексей