просмотров: 8686 | Новости, аналитика
В словосочетании "научный атеизм" слово "научный" - лишнее. Если учесть, что из всех атеистов вместе взятых, 99, (9)% занимаются лишь публикацией в социальных сетях смешных картинок про верующих и религию, то атеизм следовало бы назвать "комическим", или, проявив изрядную долю политкорректности, "сатирическим". Но никак не научным. Тем не менее, атеизм продолжают так называть, потому что титул "научный" отражает не суть (суть отражает слово "атеист"), а несет в себе намек на основной атеистический миф.
Позвольте мне кратко пересказать этот миф.
На протяжении многих веков люди, которые были изначально неразвиты, как обезьяны, медленно, но верно, умнели. И когда исполнилось время, люди в большинстве своем поумнели настолько, что пришли к выводу, что Бога нет, так как Его нельзя потрогать, задать Ему вопросы, получив на них тут же развернутые ответы, вступить с Ним в договорные отношения, прописав в договоре требуемые тебе пункты. До тех пор, пока эта светлая мысль не пришла в людские головы, прогресс топтался на месте, но когда завесы средневекового мракобесия пали, людской разум, расправив плечи, начал творить, возбудив таким образом научно-технический прогресс. Этот момент в истории принято называть Просвещением. Благодаря этому самому прогрессу в наших руках оказалось великое множество всяких хороших и удобных вещей, начиная с самолета и кончая антибиотиками.
Соответственно, за все эти блага мы, во-первых, должны быть благодарны именно атеизму и атеистам, а во-вторых, осознать, что угнетая религию и насаждая взамен атеизм, мы существенно ускорим получение всяческих новых достижений научно-технического прогресса, в том числе приблизим полеты в соседнюю галактику и строительство звезды смерти.
Теперь позвольте мне рассказать, как все обстоит на самом деле.
Человек, как представитель определенного биологического вида, должен иметь ограниченную численность популяции, чтобы не нарушать природный баланс. Однако, человек имеет способность улучшать условия своего существования, используя, например, орудия труда, или создавать для себя более удобную среду. Каждое такое улучшение (огонь, одомашнивание животных, примитивное земледелие, палка-копалка из учебника по истории для 5-го класса) вызывало рост численности человеческой популяции. Но в том же время, каждое такое улучшение было возможно лишь при достижении человечеством определенного порога численности, так как требовало получения ресурсов, недостижимых при меньшем населении, или возникновения потребностей, которых не было на прежнем этапе.
Отношение численности человечества к времени его существования похоже на гиперболу. Новое время стало как раз тем самым периодом, когда гипербола численности населения пошла вверх. Человечество стало двигаться по лестнице научно-технического прогресса ускоренными темпами. Сергей Капица для описания этого процесса предлагал некую эмпирическую закономерность - для перехода на следующую ступень технического развития должен родиться миллиард людей. В те времена, когда популяция человека занимала свое место между популяциями шимпанзе и медведя, чтобы набрать этот миллиард, требовались многие тысячелетия. В наши дни, в эпоху демографического взрыва, миллиард людей рождается за очень короткий срок. Каждый из нас может подтвердить, что даже на протяжении нашей собственной жизни мир изменился до неузнаваемости.
Атеизм не был тем триггером, который вызвал рост населения. Рост населения был вызван накоплением достижений эпохи средневековья, которое было очень тяжелым периодом в жизни человечества. Тяжелым не из-за христианства, а из-за длительного похолодания, миграций населения и связанных с ним войн, длительных эпидемий. Но как христианство было непричастно к климатическому пессимуму, так и атеизм не причастен к научно-техническому прогрессу. Атеизм стал лишь побочным продуктом научных дискуссий.
Поэтому если не рассматривать атеизм как виновника всех благ, которые приобрело человечество, в арсенале атеизма останется очень мало того, что как-то способствовало бы его привлекательности.
Например, религиозные полемисты часто указывают атеистам, что атеистическая мораль невозможна в принципе. На чем она должна основываться? На эволюционной необходимости, на важности рационального распределения ресурсов, на превосходстве общего блага над личным? Подобные идеи вызывают сочувствие только когда они выгодны тебе, но когда они призывают тебя чем-то пожертвовать, не суля никакой пользы, они вызывают стойкое отторжение.
Чтобы показать, как атеистическая мораль работает на практике, даже не нужно вспоминать про ГУЛАГ или еще что-то похожее из недавнего прошлого. Достаточно вспомнить школьный предмет "Основы светской этики", который несомненно является самым жалким и несчастным предметом за всю историю школьного образования. Именно этот предмет и должен, по замыслу его создателей, нести детям этические представления, очищенные от всяких религиозных компонентов.
Понимая, что на этом поле атеисты очень слабы, те из них, кто принадлежит к старшему поколению, начинают что-то говорить про инквизицию, крестовые походы и безнравственность попов с картин Перова. Те, кто моложе и опытнее, приводят в качестве обоснования возможности атеистической морали самих себя. «Посмотрите на меня, — говорят они, — Я - атеист, но при этом я никого не граблю и не убиваю, наоборот, я исправно плачу налоги и даже помогаю детям из Уганды». Согласитесь, такой аргумент трудно оспорить. Тем не менее, эти слова выглядят как рассуждения последовательного антипрививочника, который живет в среде, где 99,(9)% населения сделали себе все прививки. «Посмотрите на меня, — говорят такие люди, —Я не сделал ни одной прививки ни себе, ни своим детям, и мы здоровы».
Завершая разговор об атеистах, нужно вспомнить, откуда они берутся. Атеист не может появиться в религиозном вакууме, ведь для того, чтобы что-то отрицать, нужно иметь хотя бы малейшие представления об отрицаемом предмете. Поэтому разносчиками атеизма являются плохие верующие, которые пропустив через себя веру в Бога, создают продукт, столь обогащенный различными отвратительными свойствами, что возникновение по отношению к нему атеизма - лишь вопрос долготерпия окружающих. Поэтому нам, христианам, нужно быть очень внимательными к себе и своему богословию.
Комлев Алексей