просмотров: 2066 | Блог автора
Много лет назад, в те времена, когда люди жили плохо, но недолго, существовал некий конгломерат из религии, философии, естественных наук, политики, образования, медицины и искусства. Сегодня этот конгломерат практически повсеместно распался: церковь отделена от государства, наука отделена от религии и вышла за пределы монастырей, образование стало уделом светских учреждений, а не приходских школ. И естественно, сейчас наука, политика, образование, медицина и все остальное достигли несравнимо более высокого уровня, чем в средневековье. Так как единственной силой, объединявшей эти области в прошлом, была церковь, именно христианство обвиняют в существовании этого конгломерата, рассматривая его исключительно как тормоз для развития, и даже утверждают, что реставрация этого конгломерата до сих пор живет в мечтах церкви.
В действительности, причиной существования этого конгломерата были низкие производительные силы человечества. Когда большинство людей вынуждено тратить все свое время на обработку земли, чтобы получить скудный урожай, лишь немногие могут позволить себе заниматься чем-то иным. Этими немногими были знать и клирики. Подобная ситуация была не только там, где существовали интересы церкви: если сейчас человек, заболев, идет в поликлинику, где он может обратиться к одному из десятков узких специалистов, то в средневековье он шел к цирюльнику, заменявшему врача. Цирюльник мог постричь, а мог и сделать несложную операцию. Общество не могло выделить слишком много людей, чтобы те занялись чем-то помимо крестьянского труда, и религия совсем в этом не виновата. Если сбудутся мрачные прогнозы писателей-фантастов, и наш мир постигнет катастрофа, которая уничтожит большую часть населения, человечество вернется к прежнему укладу. Большинство будет заниматься поиском пропитания для общины, в которой будет лишь один человек, совмещающий функции священника, медика, судьи, управленца, учителя.
Конечно, распад конгломерата вызвал определенный стресс у религиозных людей. В истории можно найти много примеров того, как церковь болезненно реагировала на спорные с ее точки зрения научные гипотезы и секуляризационную деятельность государств. Атеисты видят в этом признак слабости религии, страха перед наукой или либеральным обществом. В действительности, испытывать стресс перед чем-то новым - это совершенно нормально, и это свойственно не только одним лишь верующим. Я помню времена, когда специалисты старой школы яростно доказывали, что применение компьютера в черчении - это блажь и бессмыслица. И хотя сегодня ни осталось ни одной организации, где бы делали чертежи с помощью кульмана, студентов технических вузов до сих пор учат чертить рейсфедером, а тем, кто использует САПР, снижают оценки.
На самом деле, церковь испытала лишь облегчение от размежевания с наукой. Правда, до сих пор остались некоторые религиозные организации с очень средневековой (в плохом смысле) верой. Примером такой организации, например, является АСД, в вероучении которой смешано консервативное богословие, подчиненная его задачам наука (креационизм), сильно отсталая медицина (реформа здоровья) и неактуальная политическая повестка. В данном случае отказ от псевдонаучной составляющей нанесет непоправимый вред адвентистскому богословию. Но за пределами таких застывших в прошлом течений христианская вера не нуждается в поддержке науки.
Это связано с тем, что области науки и религии практически не пересекаются. Наука отвечает на вопрос "как?", а религия отвечает на вопрос "почему?". Действительно, религиозные люди в прошлом не совсем верно отвечали на вопрос "как?", из чего атеисты делают вывод, что они не способны ответить и на вопрос "почему?". Ошибка же большинства атеистов состоит в ложной надежде, что наука способна дать ответы на религиозные "почему?". Если задать атеисту любой религиозный вопрос, например: "Зачем человек приходит в мир?", он не может дать на него внятного ответа. Поэтому, атеист, который решает заменить религию наукой, оказывается перед скудным выбором из нескольких одинаково ущербных вариантов:
1. Признать, что особого смысла нет ни в чем: ни в жизни, ни в смерти, ни в существовании человечества. Человек - лишь плесень на крошечном в масштабе вселенной шарике. Естественно, признать это лишь на словах, не вдумываясь, потому что прочувствовать всю суть подобного утверждения может только человек в глубокой депрессии, которому, по-хорошему, уже требуется специальное лечение.
2. Отгородиться от религиозных вопросов о смысле своего существования глухой стеной, и просто не думать о них, считая их незначительными. Это очень плохой вариант, потому что именно способность задавать вопросы о смысле отличает человека от животного.
3. Удовлетвориться неверными ответами, в которых путают корреляцию и причинность. Например, ответами, что смысл жизни человека в том, чтобы передать свою ДНК, сделать что-то хорошее для окружающих, насладиться приятными моментами. Это очень поверхностные ответы, которые дают, чтобы тебя оставили в покое.
На мой взгляд, неспособность науки полностью удовлетворить стремления человеческой души очевидна. Но атеисты все равно продолжают наделять науку несвойственными ей чертами и способностями, превращая ее в своеобразное атеистическое божество.
Комлев Алексей