просмотров: 12601 | Блог автора
Широко известный в узких кругах адвентистский публицист Василий Юнак, похоже, решил положить начало новой традиции – каждый Новый год писать разоблачительную заметку с критикой моих материалов. В этот раз он выложил на свой сайт «Йа-адвентист» текст, в котором пытается оспорить утверждения одной из моих заметок и доказать истинность старинного адвентистского верования из книги «Великая борьба», согласно которому вальденсы соблюдали субботу и поэтому были идейными предшественниками современных адвентистов. Адвентистам, появившимся на свет исключительно из-за недоразумения с Уильямом Миллером, всегда очень хотелось провести для себя «апостольскую преемственность» на основании субботы. Чтобы создать хоть какую-то видимость того, что это возможно в принципе, адвентистским апологетам приходится тяжело трудиться, выдергивая цитаты из стародавних книжек, которые никто из их слушателей никогда не увидит.
Как и следовало ожидать, заметка Василия Юнака полна несправедливых упреков в мой адрес: «…некоторые провокационные источники», «… лживое обвинение Елены Уайт в неточной передаче истории…», «…обвинить Елену Уайт в том, что она внесла ошибочные исторические данные …» и так далее. Себя же господин Юнак постоянно хвалит, подчеркивая свою мнимую непредвзятость и напускную дотошность. Но, как следовало ожидать, его похвалы в свой адрес в той же мере лишены каких-либо оснований, что и его упреки, адресованные мне.
Цитата, которую приводит г-н Юнак, безбожно вырвана из контекста. Впрочем, это не грех самого Василия, а сознательный ход тех апологетов, из статеек которых он и узнал про этот текст. Впервые же про этот текст написал Эндрюс, который в своем нежном возрасте брался судить о многих вещах, которых ему лучше было бы и не касаться.
Если Вы прочтете цитату с сайта Василия Юнака, то вы вряд ли вообще поймете, о чем в ней идет речь:
Мы ясно видим из этого отрывка, что он спутал Патеринов или Вальденсов с Манихеями, то что было мнением Вальденсов, а не Манихеев, как и сами Паписты считают. Он также представляет это как одно из их мнений, что Закон Моисеев должен быть соблюдаем в соответствии с Посланием, и что соблюдение Субботы, Обрезания, и других Требований закона, должно иметь место. …» (Перевод В.Ю.)
Поэтому давайте скачаем книгу, которую Василий Юнак, боясь, что масоны и иезуиты сотрут это «серьезное свидетельство» с GoogleBooks, заботливо выложил в отдельное место, где она, по его мнению, будет сохраннее. Он настойчиво рекомендует своим читателям самим прочесть этот фрагмент, чтобы они имели возможность убедиться в «…лживости и некомпетентности обвинителей Елены Уайт…». Так мы и поступим, только прошу обратить внимание, что книга написана не тем английским письмом, которому вас учили в школе, а тем, которым писали до начала 19 века (там, например, присутствует длинная s, которую с непривычки путаешь сf).
Если прочесть пару страниц, предшествующих стр. 154, то становится ясно, что в этом фрагменте автор книги (Пьер Алликс) критикует авторов, оставивших нам скудные и недостоверные свидетельства о катарах. Именно эти авторы-путанники и рассматривается ретивыми защитниками Елены Уайт как авторитетный источник. Сам же Пьер Алликс держится иного мнения:
D'Achery has published the writing of an author, who pretends to discover the doctrine of the Cathari, of which he had been surely informed by the conversion of one Bonacursus to the Roman faith, who had been one of their Bishops, and had abjured their doctrine. This author makes three sorts of heretics, the Cathari, the Passagii, and the Arnoldistse, whose doctrines he refutes: but a wise reader will easily discern a great deal either of ignorance or malice in this author.
Д'Ашери опубликовал писания автора, который претендует на то, что открыл учения Катаров, о которых он был достоверно проинформирован неким Бонакурусом, обратившимся в римскую веру, бывшим прежде одним из их епископов, но отрекшийся от их учения. Автор выделяет три вида еретиков: катаров, пассагиев и арнольдистов, чьи доктрины он опровергает. Но вдумчивый читатель сможет легко разглядеть изрядную долю невежества или даже злого умысла у этого автора.
Дальше Пьер Алликс приводит примеры путаницы в свидетельствах этого автора. Заканчивает он тем, что в конце абзаца обвиняет автора в том, что он приписал манихеям заблуждения вальденсов или патеринов. Слова про субботу, обрезание и закон находятся уже в следующем абзаце (Василий Юнак их слил воедино), где речь о вальденсах уже не идет, а Пьер Алликс продолжает говорить о тех трудноидентифицируемых еретиках, о которых пишет невежественный автор.
Таким образом, здесь вообще не идет речь о вальденсах, которых столь превознесла Елена Уайт за соблюдение субботы. Этот текст можно рассматривать лишь как свидетельство того, что в средневековье кто-то где-то в Пьемонте зачем-то соблюдал субботу, делал обрезание и соблюдал иудейский закон, но это были никак не вальденсы. И не факт, что адвентистам с этими неведомыми субботниками вообще по пути.
Меня такое использование источников адвентистскими апологетами уже давно не удивляет, хотя адвентистские апологеты Елены Уайт вне всякого сомнения люди удивительные. Елена Уайт обвиняла римских пап в том, что они называли себя богами, католики это обвинение отвергают, и всячески пытаются объяснить, что такая мысль для них самих всегда была возмутительной и богохульной. Но адвентистские апологеты твердо стоят на своем. Современные вальденсы неоднократно писали о том, что ни они, ни вальденсы прошлого субботу не соблюдали, но и здесь адвентистские апологеты никак не уймутся: «Нет уж, нам лучше знать!».
Не смотря на то, что Василий Юнак следует их примеру, его заметка все же не так уж плоха – он почти согласился с тем, что историческое самоназвание вальденсов Insabbati происходит не от субботы, а от сандалий. Но затем скатился в какую-то нелепую задорновщину, настаивая на том, что этимология этого слова все же связана с субботой.
Ждем следующего Нового Года…
Комлев Алексей