просмотров: 13535 | Музей истории сайта
В этом году церковь планирует особое внимание уделить изданию популярных книг Е.Уайт и использованию их в миссионерских целях. Естественно, в центре этой инициативы обязательно окажется книга Е. Уайт «Великая борьба». Несколько лет назад эта книга уже становилась миссионерской книгой года (то есть, ее можно было приобрести по очень низкой цене). Однако, эта новость меня не радует и вот почему: эта книга, являющаяся, по сути, одним из центральных произведений Е.Уайт, является в то же время одним из самых несовершенных ее работ. Позвольте мне кратко изложить некоторые недостатки этой книги.
Большое число ошибок и неточностей.
Вопреки популярному церковному заблуждению, книга «Великая борьба» не является результатом мистических опытов Е.Уайт – это просто некий исторический обзор, при составлении которого самой Елене Уайт помогало большое число людей, и было задействовано много сторонних источников, часто не отличавшихся большой точностью.
Например, Е.Уайт утверждает, что вальденсы соблюдали субботу:
«На протяжении всех мрачных веков отступничества существовали вальденсы, которые отрицали верховную власть Рима, отвергали иконопочитание как идолослужение и продолжали соблюдать истинную субботу.» (стр. 65 оригинала)
На самом деле они никогда этого не делали. Дело в том, что вальденсы сами себя называли insabbati, то есть, в переводе с латинского, ходящие в сандалиях (sabbatum), подобно апостолам. Это слово ошибочно истолковали как связь с субботой и подумали, что вальденсы имели к ней какое-то отношение.
Чуть ниже:
«За неприступными вершинами гор, которые во все столетия служили убежищем гонимым и угнетенным, нашли себе приют и вальденсы. И там, во мраке средневековья, ярко засиял свет истины. Там на протяжении целого тысячелетия свидетели истины сохраняли древнюю веру». (стр 66.)
Петр Вальд основал свое движение в 1173 г. Тысячелетие никак не получается. Заодно не получается и провести преемственность вальденсов от неких ранних христиан, которые, по мнению Е. Уайт, ревностно хранили субботу. О них сестра Уайт писала вот здесь:
«В течение первых столетий истинная суббота соблюдалась всеми христианами.» (стр. 52)
Следуя этим словам доверчивый адвентист вслед за Е.Уайт верит в то, что суббота была отменена только Константином:
В начале IV столетия император Константин установил своим указом всеобщее соблюдение воскресного дня во всей Римской империи. День солнца, почитавшийся язычниками, в то же время стал праздноваться и христианами…Время от времени собирались Вселенские соборы, на которые съезжалось высшее духовенство со всех стран мира. Почти на каждом соборе значение субботы, установленной Богом, все более принижалось, тогда как воскресный день все более возвышался. В конце концов к языческому празднику стали относиться как к Божественному предписанию, а библейская суббота была объявлена пережитком иудаизма, и соблюдающие ее подлежали осуждению и проклятию. (стр. 53)
Подобный рассказ ставит в тупик адвентистов, когда оппоненты начинают засыпать их цитатами о праздновании воскресного дня из доникейских отцов. В действительности отход от субботы произошел очень рано. Практически повсеместно церковь праздновала воскресенье еще во 2 веке. Папству не нужно было обращаться за помощью к государственной власти, чтобы отменить субботу:
Свои высокомерные претензии папство впервые выдвинуло, когда речь шла о воскресенье, обратившись в первый раз за помощью к государственной власти, чтобы заставить людей почитать этот день как "день Господень". Стр. 447
Королевские указы, вселенские соборы и церковные постановления, поддерживаемые светской властью, были теми ступенями, поднимаясь по которым этот языческий праздник достиг почетного положения в христианском мире. Первым публичным актом, закрепляющим обязательное соблюдение воскресенья, был закон, принятый Константином в 321 году. Стр 574
И, что важно учесть, вселенские соборы никогда напрямую не касались вопроса соблюдения субботы – он был полностью решен задолго до Константина.
Жаль, что эти прописные истины неведомы целому ряду наших ведущих евангелистов.
Стереотипы своего времени.
Скажите, братья и сестры, вы верите в то, что слова Откровения «Произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь» (Откр. 6:12), относятся к Лиссабонскому землетрясению 1755 г и солнечному затмению в 1780 г? Тем не менее, такого наивного мнения придерживалась Е.Уайт, прямо написав об этом на стр. 304-307
Пророчество не только предсказывает цель пришествия Христа и то, как оно будет осуществляться, но и указывает на признаки, по которым люди могут узнать его приближение. Иисус говорит: "И будут знамения в солнце и луне и звездах" (Лк. 21:25). "Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою" (Мк. 13:24-26). Иоанн Богослов так описывает первые знамения - предвестники Второго пришествия: "Произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь" (Откр. 6:12).
Эти знамения явились до начала ХIХ века. В 1755 году произошло одно из самых разрушительных землетрясений, когда-либо отмеченных в истории. Хотя оно и стало известным как Лиссабонское землетрясение, действие его распространилось на большую часть Европы, Африки и Америки…Спустя 25 лет явилось другое знамение, упомянутое в пророчестве, - затмение солнца и луны. Удивительнее всего было то, что это событие произошло в предсказанное некогда время. Беседуя с учениками на Елеонской горе, Иисус описал период скорби для Церкви - 1260 лет папского преследования, сказав, что эти дни будут сокращены; Он упомянул также и о некоторых событиях, которые произойдут перед Его пришествием, и указал время свершения первых из них: "После скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего" (Мк. 13:24). Период 1260 дней или лет окончился в 1798 году. За четверть столетия до этой даты преследования почти полностью прекратились. После гонения, по словам Христа, должно было произойти затмение солнца. 19 мая 1780 года это пророчество исполнилось.
"Мрачный день 19 мая 1780 года, когда странная тьма заволокла все небо Новой Англии, остается единственным в своем роде и в высшей степени таинственным и неразгаданным феноменом"
Понятно, что землетрясение в Лиссабоне было для людей того времени страшным потрясением, но после этого произошло еще много не менее страшных и разрушительных землетрясений в самых разных уголках планеты. Одно только Ашхабадское землетрясение унесло больше жизней, чем Лиссабонское, не говоря уже о недавних событиях на Гаити.
Влияние политической ситуации
Не будем забывать, что более чем за четверть века до начала миллеритского движения русская армия, разгромившая Наполеона Бонапарта, вступила в Париж. Во времена Миллера были живы люди, воевавшие с Наполеоном, следившие за событиями его правления из газет. Естественно, арест римского папы наполеоновским генералом казался чем-то столь особенным, что под дату этого события даже подогнали толкование пророчеств Даниила.
До сих пор вслед за Е.Уайт мы учим, что в 1798 г зверь получил рану, которая исцелела. В этот год, якобы, окончился период в 1260 лет из пророчеств Даниила. Но действительно ли папство в 1798 г. понесло какой-то существенный урон?
«1260 лет папского владычества начались в 538 году и закончились в 1798 году, когда французская армия вошла в Рим и взяла в плен папу, который потом умер в изгнании. Хотя вскоре избрали нового папу, все же с тех пор папская иерархия никогда больше не достигала прежней власти и силы.» (стр. 266)
В момент ареста Римский Папа Пий VI был уже очень старым, сходящим в могилу человеком, планирующим избрание своего преемника. Умер он во французском плену именно от глубокой старости – как раз через 40 дней после ареста. Нужно учесть, что Российская Империя и Австрия очень жестко отреагировала на арест Папы, так что Наполеон всерьез пожалел об этом.
Преемник Пия VI Пий VII быстро договорился с Наполеоном о существенных привилегиях. После этого начался отнюдь ни упадок, а наоборот, особый подъем авторитета Папы. Достаточно только вспомнить Первый Ватиканский собор, провозгласивший догмат о непогрешимости Папы.
Здесь мы видим, что мысль Е.Уайт находится в плену изжившего себя арифметического толкования пророчеств Даниила, под даты которых (1260 дней) пытались подогнать исторические события. Но события упорно не хотят подгоняться. Если в 1798 г. с папством и произошло что-то интересное, то у нас нет ни малейшей причины считать, что папство было основано в 538 г. Это совершенно искусственная, взятая с потолка дата.
Деление на плохих и хороших
Положительные герои книги – вальденсы, протестантские реформаторы окружены таким ореолом святости и благочестия, что для многих адвентистов становится шоком информация о том, что тот же Кальвин приказал сжечь на костре одного из своих оппонентов, Цвингли своих недругов топил, Лютер призывал уничтожать взбунтовавшихся крестьян как бешенных собак.
Общая антикатолическая направленность
Елена Уайт поставила перед собой очень серьезную задачу – показать борьбу Христа и сатаны на примере истории церкви от разрушения Иерусалима до самых последних событий мировой истории (Второго Пришествия и т.д.). Правда, истории ранней церкви она посвятила сухие 2-3 страницы, но долго и подробно рассказывала про малоизвестных американских протестантских деятелях, чьи идеи были частично восприняты адвентистами. Арианские споры, разделение церкви на западную и восточную, падение Византии – все это проигнорировано автором. Причина этого проста – в великой борьбе добра со злом роль зла отведена католицизму, а добра - протестантам. Все, что не имеет отношения к борьбе с католицизмом к великой борьбе отношения не имеет.
Возникает вопрос – чем католики так не угодили адвентистам? Дело в том, что в 19 веке в Америке очень не любили католицизм, что было обусловлено американским «нейтивизмом» - политикой защиты страны от эмигрантов (католиков) из Европы. До избрания президентом католика Кеннеди эта политика была практически главенствующей. Мысль Е. Уайт и ее сподвижников была также несвободна от такого природного антикатолицизма, что нашло свое отражение в ее восприятии библейских пророчеств.
Как правило, каждый адвентист, который берется критиковать Е.Уайт, начинает свой текст с большого вводного абзаца, где он долго оправдывается, что очень-очень любит читать труды Е.Уайт, что они много ему дали, что он призывает церковь активнее их изучать. И только после этого пишет то, ради чего взялся в этом случае за перо. Я такой бесполезный абзац решил не писать. Главным образом, потому что мои слова адресованы в первую очередь неумеренным ревнителям наследия Е.Уайт, а не ей самой.
Я не сомневаюсь, что она сама поддержала бы все вышеперечисленные тезисы, так как при ее жизни подобные вещи уже возникали. Многие просто не знают, что текст книги Е.Уайт «Великая борьба» подвергся существенной переработке в 1911 году. Причиной этой редакции стало именно большое число неточностей и ошибок в книге. При этом, сама Е.Уайт была очень благодарна читателям, которые указывали на ошибки и приняли деятельное участие в их исправлении. И даже когда некоторые католики возмутились по поводу слишком явной антикатолической направленности книги, Е Уайт пообещала им удалить все, что их в чем-то обижает. Естественно, никто не утверждал, что редакция книги 1911 является пределом совершенства, и мы могли бы ожидать выхода еще одной редакции книги, с более глубокими, существенными правками, если бы жизнь Е.Уайт не оборвалась в 1915 г.
Таким образом, в книге Е.Уайт мы имеем еще очень сырой продукт, недостатки которого очевидны всем, кроме разве что уж совсем закоренелых и фанатичных консерваторов. Но править ее текст после смерти мы не имеем права. Так нужно ли нам распространять сырой продукт?
Комлев Алексей