просмотров: 9366 | Библеистика
Скажите, не является ли Матф. 28:19 последующей вставкой, ведь там говориться о крещении во имя Отца, Сына и Святого Духа, хотя в Писаниях потом говориться о крещении только во имя Иисуса?
В текстологическом комментарии к НЗ Брюса Мецгера, где содержится исчерпывающая информация о всех разночтениях в древних рукописях, вставках и искажениях, по поводу Матф. 28:19 ничего не сказано. Разночтения есть только по поводу последнего «Аминь». Значит, во всех известных науке рукописях тринитарная формулировка присутствует.
Правда, рукописи, имеющиеся в распоряжении современной текстологической науки, главным образом относятся к периоду близкому по времени к Никейскому собору. Поэтому можно предположить, что тринитарная формулировка могла отсутствовать в более ранних текстах и появилась в связи с необходимостью поддержать христологические догматы собора. Здесь можно вспомнить известную вставку 1Иоан.5:7, появившуюся только в 8 веке.
Прояснить этот вопрос можно с помощью цитат из Отцов Церкви, в которых содержится аллюзия на Матф. 28:19. В опровержение подлинности данной формулировки пытаются приводить цитаты из Евсевия Памфила, где тринитарной формулировки нет. Это очень сомнительное доказательство, так как у Евсевия Памфила есть и фрагменты, где тринитарная формулировка присутствует. Отсутствие же в некоторых местах тринитарной формулировки можно объяснить тем, что основной смысл Мф. 28:19. – миссионерское поручение, а не установление догматической формулы.
Больше примеров, которые можно было бы привести против подлинности Мф. 28:19, в наследии Отцов нет. Некоторые, правда, ссылаются на творения сирийского Отца Иакова Афраата, но этот пример абсолютно некорректен. Иаков Афраат вообще пользовался не каноническими Евангелиями, а Диатессарионом – евангельской гармонией, созданной Татианом Сирийцем и долгое время бывшей в Сирийской церкви более популярной, чем 4 канонических Евангелия.
Зато в пользу подлинности тринитарной формулировки Мф. 28:19 можно привести очень серьезные аргументы. Тринитарные формулировки так или иначе присутствуют почти у всех Отцов Церкви. Тринитарная формулировка есть в Дидахе – древнем источнике, появившемся если не раньше синоптических Евангелий, то во всяком случае, почти в то же время.
«А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде.» (Дидах.7:1)
«Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа.» (Дидах.7:3)
В имеющемся у меня комментарии к Дидахе употребление здесь тринитарной формулировки объяснено так:
«В языческо-христианской миссии крестили, пользуясь тринитарной формулой, в иудео-христианской – только во Имя Христа (ср. Дидахе 9,5). Эти две формулы прослеживаются и у Иустина (Апол. I,61,3.1013. Диал. 39. 2)
Привожу эти цитаты из Иустина Мученика с широким контекстом:
Апология
61. Теперь изложу, каким образом мы посвятили самих себя Богу, обновившись через Христа, - чтобы, если опущу это, не подумали обо мне, что я лукавлю в своем объяснении. Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ним, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого. Ибо Христос сказал: "если не родитесь снова, то не войдете в царство небесное".
Разговор с Трифоном Иудеем
39. Неудивительно, продолжал я, если вы ненавидите нас, которые понимаем эти изречения и укоряем вас за ваше всегда упорное предубеждение. Даже Илия, беседуя с Богом, так о вас говорит: «Господь! они убили пророков Твоих и разрушили Твои алтари; и я остался один, и они ищут души моей». Бог отвечает ему: «еще остаются у Меня семь тысяч человек, которые не преклонили колена Ваалу» (3 Цар. 19:10,18). Поэтому, как тогда Бог удержал Свой гнев ради тех семи тысяч, так и теперь Он не нанес и не наносит суда Своего, ибо знает, что некоторые ежедневно делаются учениками во имя Христа Его и оставляют путь заблуждения, и каждый из них получает дары по достоинству, просвещаясь чрез имя этого Христа.
В принципе, две разных формулировки – одна для иудеев (во Имя Христа), вторая – для язычников (во Имя Отца, Сына и Духа), вполне логичны. Иудеев не было смысла крестить во Имя Отца – они и так были последователями Всевышнего Бога. Атеистов среди них тогда не было. Именно этим и объясняется частое употребление в Деяниях не тринитарной формулы, а формулы – «во Имя Иисуса Христа».