просмотров: 21780 | История церкви, догматика
From ecumenists to come-outers[1]: the Millerites 1831-1845
Wayne R. Judd, Ph.D.
Adventist Heritage. Vol. II, Num. I, 1986
В ноябре 1840 г. молодая миллеритская газета «Знамения времени» (The Signs of the Times) открыла свои колонки широким «экуменическим» приветствием, призывающим объединить усилия всех основных протестантских церквей в возвещении неизбежного возвращения Христа.
Наши соработники повсюду среди избранных из верных Христу во всех деноминациях. Мы не видим сект или партий, мы рады всем, и предлагаем всем равный доступ к нашим печатным колонкам, обращаясь к людям и неся свои взгляды на пришествие, которое рядом. Мы не ставим своей целью беспокоить церкви какими-то нововведениями, и не собираемся взять себе новое имя, положив начало новой секте среди последователей Агнца. Мы никого не осуждаем и не нападаем на тех, кто имеет веру, отличной от нашей, не стремимся разрушить их организации или построить свою новую.(1)
Вслед за интенсивностью своей жизни, сжатой в краткий исторический момент, миллериты спустя полтора года уже опубликовали значительно отличающийся от этого взгляд:
Практический девиз этих дней: «по учению (creeds) их узнаете их». Если человек подписывается под ортодоксальным символом (creed) и обязуется оставить всякое нечестие и всякую мирскую страсть, он вполне может после этого служить дьяволу обеими руками, и, тем не менее, восприниматься добрым христианином. Держа в кармане книжку с пресвитерианскими, епископальными или методистскими правилами поведения, он может предать все свои силы накоплению богатств, и жить, оправдывая себя тем, что занят личным ростом, при этом числясь среди так называемых христианских церквей как христов ученик… И поскольку все эти бесчисленные церкви восстали против чистой библейской истины о Христовом личном правлении на земле, ОНИ и есть АНТИХРИСТ. И если вы, когда придет Христос, рассчитываете быть найденным Им христианином, выйдите из Вавилона и выйдите прямо СЕЙЧАС! (2)
Несмотря на сложность построения точной хронологии ухудшения отношений Миллеритов с другими церквями, ясно, что когда эти церкви повернулись к миллеризму спиной, верующие в «пришествие рядом» (advent near) ответили им взаимностью. На широком уровне, адвентизм, как и другие религиозные порывы в Америки, вызвал столь же пылкую уверенность в том, что отделение является исторической необходимостью. Возможно, даже если бы миллериты не были отвержены церквями, к которым они ранее принадлежали, их рвение к «благословенной надежде» возвращения Христа все равно привело бы их к отделению. Пришло бы время, когда больше невозможно было бы просто быть баптистом, методистом или пресвитерианином, ожидающим второго пришествия.
При исследовании миллеритского самовосприятия и их стремительного развития от призывов трудиться в своих церквях к духу отделения (come-outerism) необходимо рассмотреть так же отношения миллеритов к религиозным группам, которые они отвергали изначально: католиков, мормонов и универсалистов. Те самые аргументы, которые миллериты выдвигали против этих групп, вскоре были обращены против них же самих в их собственных церквях. Вкратце, расширение границ отступнического лагеря Вавилона в конце концов устранило всех, кроме адвентистов, тех единственных, кто, поддерживая учение о надвигающемся втором пришествии Христа, будет готов ко встрече с Ним.
С 1831 по 1839 гг. Уильям Миллер, медленно продвигаясь вдоль северного Нью-Йорка и западного Вермонта, проповедовал, что мир обречен к своему концу где-то в 1843 г. (дата, позже уточненная до 22 Октября 1844 г.). Миллер не был ни пророком, ни руководителем. У него не было ни подготовки, ни видений. 55-летний фермер был вооружен только Библией и стойкими последствиями серьезных отношений с деистическим рационализмом. Неохотно войдя на религиозную арену, Миллер держал при себе ошеломляющие вести о скором возвращении Христа более 20 лет. Затем, пережив глубокое обращение, он оставив свою ферму ради проповеди, взял с собой свои арифметические доказательства скорого пришествия, пылкий призыв к всеобщему священству и презрение к профессиональному духовенству – как приличествовало его диссидентскому фону Кальвинистских Баптистов. Он был «принужден духом Божиим, силой истины и любовью к людям взять свой крест и возвещать эти вещи умирающему и гибнущему миру». Его вестью была не системой, не богословием, а простым предупреждением: конец близок. Подобное знание не могло быть пренебрегаемо бесконечно, не обратив суда на его голову. Его совесть обратилась в крик: «Пойди и скажи это миру!»
Портреты Уильяма Миллера разных лет
Лицензия проповедника, выданная Миллеру баптистами в 1833 г.
Миллеризм стал значительным религиозным движением только после 1839 г., когда Джошуа В. Хаймс пригласил Миллера говорить в его церкви в Бостоне. Но как движению, тем не менее, ему еще не хватало эффективной организации, главным образом потому что, в отличие от отделившихся групп, ранние миллериты не верили ни в то, что они призваны основать «истинную церковь», ни в то, что у них найдется для этого достаточно времени. Неизбежный конец, бесспорно, был главным составляющим элементом. А так как ожидание будет не долгим, то это давало смысл миллеритам оставаться со своими церквями, где они могут предупредить остальных.
Чтобы стать хорошим миллеритом, уже разделявшим устоявшиеся христианские убеждения, от человека требовалось добавить к своей протестантской вере только премилленаристское «пришествие рядом». Однако, скоро стало ясно, что это единственное дополнение было слишком значительным. Член церкви, который был обращен в учение Миллера, не мог просто вернуться домой, разделяя что-то вроде возрождения по Чарльзу Финнею. Его вестью для своих верующих друзей было не благословение наполненной духом жизни. Он возвращался в церковь возвещать погибель – абсолютную, неизбежную и неумолимо надвигающуюся.
Джошуа Хаймс (слева) и Чарльз Финней (справа)
Ответом на вопрос «Кем были миллериты?» будет то, что они были теми, кем они были. Спрашивать, как миллериты воспринимались другими религиозными группами в те годы неуместно, так как они не были «другой группой». Они воспринимали себя протестантами в высокой протестантской традиции, сопротивляясь своему отделению от основных церквей, к которым они принадлежали. Миллер прославлял достижения протестантизма, ставшие возможными после того как французы ниспровергли папство в 1798 г. Теологические тонкости и идеологические различия затмились тенью надвигающегося катаклизма. Когда же возник доктринальный конфликт, он неизбежно был связан со временем пришествия Христа и природой его правления.
Если теология не привлекала внимания миллеритов, то на ее месте был практический смысл срочности. Без руководителей, без организации, без общин и учреждений миллериты собирались достичь очень специфичных целей, что вдохновляло их раннее самовосприятие. Историк из Advent Christian Church[2] Дэвид Т. Артур, обозначил эти цели, как те, что были рекомендованы генеральной конференцией адвентистов в 1841 г.
Среди них были 1) Личное общение с другими о религии и, в особенности, о близком пришествии Христам, 2) создание библейских классов для взаимного изучения вопросов, связанных со вторым пришествием, 3) общественные встречи для молитвы и увещевания везде, где есть значительное число верующих чтобы поддержать это, 4) спрашивать служителей о втором пришествии, просить их объяснить связанные с этим тексты Писания, 5) распространение книг и брошюр и финансовое обеспечение этого распространения, 6) оставаться и работать в существующих церквях, чтобы «привести церковь к лучшему пониманию», вместо того, чтобы покидать церкви и формировать новую, 7) учреждение в каждом городе и селении библиотек Второго Пришествия. (3)
Хотя и не сложно распознать некоторые намеки на особую миллеритскую идентичность в этих рекомендациях, не совсем честно говорить, что повсюду на протяжении ранней фазы истории движения, последователи Миллера разделяли общую идеологическую установку на экуменическое единство. Подобная установка обязательно минимизирует теологические различия. Так, в тот самый год, когда Чарльз Фитч призвал адвентистов выйти из Вавилона, редакторы Знамений Времени советовали:
Верующие во второе пришествие есть среди всех религиозных деноминаций, и действуя в унисон, необходимо оставаться на общей платформе, необходимо отбросить все сектантские взгляды. Все истинные братья должны поэтому воздержаться от выделения своих собственных частных взглядов или сектантских учений слишком заметными, или навязывания их тем, чьи взгляды отличаются. (4)
Так как конец был близок, сектантские свары были преступлением. Статья в «Знамениях» о Христианском союзе утверждала, что дьявол восхищается, видя церковь разделенной, убеждаясь в том, что мир не верит, если не демонстрирует единства. Адвентизм был идеальным решением: «Учение о пришествии показало миру, что христиане могут забыть все сектантские различия, и там, где есть истинные верующие во Пришествие, там они пребывают с одним сердцем и одним духом, ожидая Пришествия Господа» (5)
Стремление к единству во имя необходимости приготовиться ко Второму Пришествию было, тем не менее, не достаточным, чтобы полностью удовлетворить экуменически настроенных миллеритов. «Знамения…» продвигали «Христианский Союз», анонсируя встречи и отчитываясь об успехах в попытках церквей работать совместно. Очень часто они подчеркивали, что был один перегиб, в том месте, где многие делали акцент на важность учения о возвращении иудеев. Миллер сожалел о невнимании протестантов к пророчеству Иезекииля: «…и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства.» (Иез. 37:22). Он писал с упреком: «Ваши иудействующие (judaizing) учителя говорят вам, что евреи, как евреи, должны собраться обратно на свою собственную землю, иметь свое собственное еврейское царство, восстановив его, их город, храмовое служение, и Давид, их царь, должен быть восстановлен в своей власти». Свой главный аргумент Миллер основывал на словах Иисуса «есть у меня и другие овцы». Несомненно, Миллер был против иудейского восстановления, не только потому, что считал его небиблейским, но также и потому что боялся, что это может помешать личному приготовлению к надвигающемуся суду.
Не претендуя на звание пророка, Миллер очень серьезно относился к собственным мечтам о будущих небесах, и часто публиковал их, чтобы познакомить с ними окружающих. Его мечты о небе полностью согласовывались с его мнением об экуменической необходимости:
Никто не останется там безмолвным. Я подразумеваю здесь ту любовь, которую они будут испытывать друг к другу. Мне кажется, я почувствовал ее огонь – этой чистой, неподдельной любви. И к ней не будет примешиваться мысль о себе превыше других. Я вижу людей от всех деноминаций Христиан, и все различия отброшены прочь. Вот подлинная община – здесь нет ни скуки, ни ненависти, ни эгоистичных стремлений возвысится, ни злых мыслей – ничего, что вредит или раздражает. (О, вы, приверженцы эгоизма, если бы вы могли видеть эту счастливую толпу, вы бы покрыли свои лица позором, вы бы хотели скрыться, если возможно, от лица Агнца, восседающего на троне) (6)
Миллер, жадно подмечавший любые признаки исполнения знамений конца, настаивал на том, что «сектантство» было одни из них. Среди самых последних знамений было «рассеивания святых людей».
Действительно, течения в христианстве сильно разветвлены сейчас. Пресвитериане подразделены на Старую и Новую школу, а затем еще на Перфекционистов. Конгрегационалисты разделены между Ортодоксальными и Унитарианами, старых и новых мер меры, Юнионистами и т.д. Методисты разделены между епископальными и протестантскими. Баптисты разделены на старых и новых мер, антимасонов, кемпбеллитов, открытые и закрытые общины и т.д. и т.д. Квакеры разделены между ортодоксальными и иликситами; и мы не скоро остановимся, называя все эти ответвления и подразделения течений, которые назвали Христа своим главой. (7)
Не удивительно, что Миллер исключил Римокатоликов из его экуменической мечты, куда он включил только тех, кого считал настоящими христианами. Комментируя Дан. 11:35 «Пострадают некоторые и из разумных», он утверждал: «Этот текст показывает нам, что каждый христианин может впасть в некоторые из заблуждений папства». Рей Аллен Биллингтон[3] доказал, что в Америке подобные аргументы сводили к тому «чтобы продемонстрировать, что римокатолицизм не является христианством». Мы не знаем, учила ли в детстве Миллера его набожная мать играть в игру «Сломай папскую шею»[4], но мы можем с большой долей уверенности предполагать, что миллеритские проповедники внесли свой вклад в «значительное увеличение числа проповедей против папства» в 1830-х. Миллер верил в католическое нашествие не потому, что доверял протестантской пропаганде, но исходя из собственных интерпретаций дракона из Откр. 12:17: «Я, поэтому, вынужден верить в том, что битва с последними силами дракона будит в Америке, а значит, она должна быть в основном в Соединенных Штатах» - подобное заявления не противоречило его убеждению в том, что Пришествие Иисуса будет впервые увидено в Северной Америке, скорее всего, в Новой Англии. Так как папский дракон ведет войну с «остатком» церкви, Миллер подразумевал особое избрание миллеритов, понятие, которое спустя много лет превратиться в теологическую аксиому.
Становясь почти копией других антикатолических ревнителей в Америке, миллериты все же имели нечто отличное в причинах их антипатии к католицизму. Естественно, миллериты, подобно пилигримам, близким ко встрече со Своим Господом, не беспокоились о католической угрозе протестантской Америке. Подобные беспокойства касались лишь постмилленаристов. Подобно другим протестантам, миллериты осуждали идолопоклонство и авторитарность Рима. Но в отличие от большинства протестантов, тем не менее, они были обязаны Риму за его пророческую пунктуальность. Без вклада католиков в исполнение знамений времени (естественно, только негативных) Миллер не смог бы определить дату пришествия.
Поэтому, почти каждый выпуск «Знамений» включал в себя антикатолические статьи, направленные как на евангелизацию католиков, так и на то, чтобы показать как прошлое, настоящие и будущее католицизма показано в Писании. Вот типичные заголовки этих публикаций: «Папство, предсказанное в Писании, как аргумент в пользу Истины», «Опасность школ Римокатоликов», «Профессор Гауссен о папстве», «Папа и Библия», «Рим, как он есть», «Как будет уничтожено папство». Спустя три десятилетия после «Великого Разочарования» 1844 г., Исаак Велком, автор хроники Advent Chrictian Church, с гордостью заметил «Мы слышали от людей компетентных в своих оценках, которые, не будучи адвентистами, признавали, что учение о Втором Пришествии пролило больше света на католицизм, чем все другие протестантские учения в Америке». Весьма чувствительным для миллеритского антикатолицизма был католический ответ в виде книги «Опровержение миллеризма» (Millerism Overthrown) – работы, которая одинаково использовалась как католиками, так и протестантами против последователей Милллера.
Книга «Опровержение миллеризма»
Мормонам в миллеритских публикация досталось чуть меньше, чем католикам. Ранние адвентисты страшно негодовали, когда их путали с мормонами. Это свидетельствовало о том факте, что религиозные организации не особенно были склонны принимать всерьез миллеритские опровежения своего сектантства. И когда антимиллеризм стал нарастать, нарастал и миллеритский антимормонизм. Адвентистам, похоже, доставляло удовольствие нападать на группу, которая заслужила еще меньше общественного признания, чем они сами. Миллеритские авторы осуждали «Мормонизм, Шейкеризм, Сведеборгианизм и другие –измы, основанные на собственных пророчествах этих пророков последних времен».
Миллериты сравнивали мормонов с католиками: «Правление Джо Смита похоже на политико-религиозно-военное правительство, … Власть Джо чем-то напоминает власть Папы. Он разразился своими декретами и папскими буллами, и никто не отважился ему сказать - какое ты имеешь на это право? Последователи Смита осуждались за беззаконие, насилие, разврат, преступления – все это результаты неправды: «Шокирующие разврат, полное игнорирование всех моральных норм, звериный настрой мормонов могут привести только к полнейшему отказу от совести в своей лжи против Бога». Миллериты опубликовали письмо от Дж.Н. Т. Такера, который напечатал переводы пластин Джозефа Смита[5]. Таккер обвинял в Смита в обмане.
Основатель церкви мормонов Джозеф Смит
Более заинтересованные в месте, чем во времени, мормоны не были незнакомы с пророчествами миллеритов. «Джозеф Смит чувствовал себя обязанным оградить своих последователей, особенно во время волнения, вызванного предсказаниями Миллера о пришествии в 1843. Потребность в этом выдавала значительный милленаристский интерес моромонов, который без сомнения представлял угрозу для Миллеритов. Как заключила Фон М. Броди[6]:
Много новообращенных мормонов заразилось милленаризмом и увидело в возвышении своего пророка последние свидетельство надвигающегося возвращения Христа. Многие перешли на сторону Джозефа Смита в надежде встать у него по правую руку в Судный день. А так как Джозеф сам проникся милленаристским духом, он поддерживал эти настроения.(8)
Если моромнизм беспокоил миллеризм тем, что подходил к нему слишком близко, универсализм бросал ему вызов издалека. Из всех религиозных идеологий ни одна не представляла большей теологической опасности для миллеритов, чем универсалисты. Универсализм был виновен в двух следующих грехах: он отрицал доктрину суда и отвергал премилленаризм. Если все неизбежно будут спасены, то значит, не будет и суда. А если не будет суда, значит, нет и срочной необходимости готовиться к пришествию и миллениуму. Миллериты часто хвастались тем, что обращали универсалистов, которых Миллер всегда держал в «железных руковицах». Как сказано в Библии: «Ибо, когда будут говорить: `мир и безопасность', тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5:3). Как католики и мормоны, универсалисты были другим знамением того, что время на исходе.
Но, в конечном счете, напрямую с миллеритами сталкивались церкви протестантского мейнстрима. Когда Миллер только начал проповедовать в 1831 г., он представлял небольшую угрозу для церквей Новой Англии. Очевидно, что он был далеко не первым, чье присутствие в церквях было нежелательным. «Пожилой человек со своим конкордансом» олицетворял удобную комбинацию смиренного проповедника с мощной вестью – вестью, чье значение для возрождения было очевидно. Наблюдая моральное значение предупреждений Миллера «евангелисты, желавшие, чтобы Миллер пробудил их стадо, просили его и других адвентистских лекторов поработать с их собраниями». Приготовление к концу подразумевало перфекционизм, несочетающийся ни с теологией Финнея ни с методистами. Хаймс заявлял, что в то время, как проповедь Миллера призывает к «высочайшему уровню христианской праведности, как приготовлению к пришествию» грешник все же может избрать методистский или предлагаемый Финнеем путь к святости. «Некоторые взяли для себя методистский подход к освящению, другой же класс - подход Оберлина. Эти подходы, разделяемые каждым классом, и соблюдаемые в священном состоянии чувств и жизни могут быть инструментами для приготовления дух к царству Божьему». Очевидно, некоторое число служителей движения святости откликнулось на весть миллеритов, а некоторые вступили в ряды адвентистов для распространения этой вести.
Нежелание Миллера «пойти и сказать это миру» основывалось на ограничениях, которые он ощущал в себе, а не на страхе быть отверженным. «Уильям Миллер никогда не имел какой-либо иной идеи, кроме той, что церкви должны принять его толкования Писаний с радостью и разделить с ним его ожидание Спасителя, приходящего на облаках небесных, чтобы забрать его верующих детей домой». Он размышлял над своим решением распространить новость о пришествии Христа: «Я предполагал, что это вызовет сопротивление безбожных, но я никогда не допускал даже мысли, что этому может противиться кто-то из христиан. Я предполагал что все возрадуются при виде славных перспектив, что нужно только принести их, чтобы их приняли».
Эрнест Сандин точно подмечает: «Независимо от своего милленаризма, Миллер не учил ни одной доктрине, которая бы отделила его от его евангелических соседей и даже его милленаризм описывался его критиками либо как ошибка, либо как заблуждение, но никак ни в качестве ереси». (9)
Однако, Миллера и его учеников перестали приглашать за кафедру как только конец стал совсем близок. Впервые в 1834 г. Миллер сообщил, что он встретился с сопротивлением. Неизбежно, драматическая весть, порожденная миллеритскими проповедниками привлекала фанатичные и неуравновещенные личности. Более того, те, кто проповедывал и публиковал последние предупреждения становились все более жесткими в своих взглядах по мере того, как время стремительно уходило. Отбросив собственные принципы дружелюбия и компромиссов, миллериты стали все более и более нетолерантны к тем, кто отличался от них во взглядах на скорое пришествие. Естественно, церкви отвечали на это сначала предупреждениями, потом исключениями и, в конце концов, открытой борьбой.
Хотя напряжение нарастало, редакторы миллеритских изданий все же придерживались своего первоначального обещания свободы слова. Начиная с 1840 г. «Знамения Времени» охотно печатали антимиллеритские материалы, часто даже без редакторского ответа. Самый ранний выпуск содержал статью против миллеритского обмана, написанную Преподобным Парсоном Коуком (Parsons Cooke,) редактором Puritan. Коук предпочитал игнорировать столь «вызывающе нелепые» теории, которые всегда в конце «рушатся под своим собственным весом».Тем не менее, миллеризм добился поразительного успеха и поэтому должен быть опровергнут. Весть Миллера имела «более пагубное» влияние, «чем любая другая система ошибок», а именно, способность «притуплять моральную чувствительность». Статья заканчивалась призывом к родителями защитить их детей от влияния миллеризма. Редакторы не дали какого-то отзыва Коуку. В августе 1840 «Знамения…» содержали объявление, что Колледж Дартмута (Dartmouth College) больше не будет предоставлять помощь студентам, поддерживающим миллеризм.
Редакторы «Знамений…» ответили на заметку, заимствованную ими из «Republican Herald», газеты из Провиденса. Заголовок ее был: «Есть ли какое зло на земле, которое бы не совершил Миллер?». «Страшной трагедией», о которой сообщал «Republican Herald», было убийство в Мэйне:
Мистер Моисей Баттерфилд, глубоко уважаемый гражданин, убил свою жену и двоих детей несколько дней назад. Он был подвержен припадкам безумия, и, как он сказал, в припадке религиозного исступления он и совершил это ужасное дело, «чтобы спасти свою семью от вечной гибели ввиду приближающегося конца мира». Это, по нашему мнению, еще один плод миллеритского обмана. Если общество, и особенно здравомыслящие люди, одобрят этого шарлатана, стремящегося взволновать умы неосведомленных, суеверных и чувствительных людей, то они, как и он сам, должны нести за это ответственность.
Миллеритские редакторы оспаривали «мнение» Herald, так как их следующим мнением вполне может быть обвинение в том, что в крахе банка США тоже будут виноваты миллериты.
The Portland Tribune, названная в «Знамениях…» «УНИВИРСАЛИСТСКИМ изданием» сообщала, что «сотни, если не тысячи молодых людей, раньше инициативных и исполненных похвальными целями приобрести положение и влияние среди окружающих… вдруг стали человеконенавистинками» из-за миллеризма. Двумя параграфами ниже Tribune заключало: «Но некоторые, неграмотные и неосведомленные приветствуют миллеризм». Бессвязность антимиллеритских нападок снова показывает эмоциональный уровень конфликта. Возможно, редакторы «Знамений…» перепечатали эти нападки без всяких комментариев со своей стороны, чтобы показать непоследовательность своих оппонентов. The Olive Branch показала еще один пример осуждения Миллеризма: «Из всех глупых наваждений, которым проклят наш нынешний век, нет более необоснованного и злобного –изма, чем этот». Заметка заканчивалась предупреждением об опасности миллеритских учений, которые «лишь немногим лучше заблуждений мормонизма».
В 1843 г. «Знамения…» регулярно включали материал, касающийся оппозиции. И если ранние выпуски не содержали редакторских комментариев, теперь целые статья защищали миллеритскую веру. 30 августа 1843 г. в очередном выпуске был перепечатан целый ряд нападок:
«Это самое тупое и вредное заблуждение, которое когда-либо существовало» - J. Bowling.
«Это похоже на плесень, покрывшую благочестие церквей».
«Это проклятие для общества».
«Позор и порицание тем, кто вдохновлял или одобрял тех, кто проповедовал это» - Christian Watchman.
«Они были чрезвычайно обмануты великим Врагом рода человеческого» - Проф. Pond.
«Если в небесном арсенале имеются молнии, раскаленные с особым гневом, то они должно быть приберегаемы для таких парней, как Хаймс и его приспешники, которые так обманывали и мучили общество. Мы обязаны говорить об этом, и мы будем, ибо эти люди являются злейшими врагами Бога». — Olive Branch
Есть свидетельства, что этот конфликт был большим, чем просто война на бумаге. Успехи миллеритов, поначалу воспринимавшиеся как улучшения в церковной жизни, очень скоро стали рассматриваться как ее разрушение. В 1843 г. «Знамения…» перепечатали плач из газеты Вермонта, согласно которому миллеризм «уже разбил в дребезги много религиозных групп» и теперь может «полностью дезорганизовать общество». Миллеризм воспринимался как духовное истощение. В 1888 Даниэль Дорчестер (Daniel Dorchester) писал: «Миллеритское возбуждение оставило церкви в плохом состоянии», которое сохранилось в течении 1850-х. Исследование Дэвида М. Ладлама (David M. Ludlum) «Social Ferment in Vermont», поддерживало это утверждение:
Последствия возбуждения вылились в два важных социальных эффекта: во-первых, активном распространении духовной летаргии среди обманутых, во-вторых частые вспышки фанатизма среди неисправимых адвентистов. «Это было долгое время духовных умирания и голода» - замечает «Baptist Vermont Observer» в марте 1845 г. «Повсеместный недостаток в возрождении был повсюду в стране. Моральный холод проник в церкви и оцепенение смерти в закоренелые умы, что ранее не часто бывало»(10)
В 1846 г. Генеральный съезд Баптистов мог заявить: «Заблуждение о втором пришествии оказалось наибольшим бедствием, из тех, что случались с нами с момента нашего основания».
Методисты штата Мэн также оказались настолько поражены миллеризмом, чтобы собрать в 1843 г. специальную конференцию для решения проблемы. Четыре принятые на ней резолюции включали в себя следующее:
1. Обязать верных служителей Методистской Епископальной Церкви «выдворить все ошибочные и странные учения, противоречащие Слову Божьему».
2. Определение относительно миллеризма, согласно которому он должен быть не допущен и изгнан.
3. Утверждение, что хотя те, кто проповедуют миллеризм, имеют чистые помыслы, подобная деятельность «непримиримо противоречит их церковным обязанностям» и «крайне плодовита бедствиями».
4. Строгое замечание тем, кто проповедует адвентистские взгляды «полностью воздержаться от их распространения» в будущем.
«Знамения…» опубликовали эти резолюции как часть статьи о «несправедливом суде» над методистским служителем, разделявшим миллеризм (11). В течение 1843 г. газета публиковала истории о миллеритах, которые были отлучены, без сомнения, не только для того, чтобы пробудить читательское сочувствие, но так же чтобы подчеркнуть смысл выделения миллеритской идентичности.
Дэвид Л. Роу (David L. Rowe) обращал внимание, что «мужчины и женщины, которые возложили на себя мантию божественно назначенной власти и неблагодарную задачу проповеди захватывающих и исключительных идей перед обществом, вряд ли позволят убедить себя, что они были неправы». Тот самый дух, который побуждал людей связывать себя с миллеризмом, сплачивал их ряды перед лицом трудностей. Они успокаивали себя словами Апостола «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас» (1 Иоанн 3:13)
Хотя Миллер и был расстроен отвержением, он хранил стоическое спокойствие. Он убеждал себя, что пока «фанатик, гордец, надменный и эгоист насмехаются и высмеивают» его учения, «самые набожные, благочестивые и живые члены церквей с готовностью принимают взгляды, которые им возвещают». Он язвил в адрес своих оппонентов: «Если Вы в безопасности и не имеете причин чего-то страшиться, почему же вы в таком бешенстве?». Ближе к концу 1842 г. он писал своему другу, Джошуа Хаймсу:
Я нахожу, что становясь старше, я становлюсь более сварливым и не могу вынести столько противоречия. Тем не менее, меня называют жестоким и суровым. В любом случае, эта хилая жизнь скоро окончится. Мой Господь скоро призовет меня домой и вслед за моим насмешником я буду в ином мире, чтобы представить наши дела перед судом праведным. И поэтому я обращусь к Высшему Суду во Вселенной для возмещения обид, и вынесения правосудия в мою пользу, что аннулирует суждения суда низшего. The World and Clergy vs. Miller.(12)
В некоторой степени, отношение Миллера отражает изменение настроений и в самом движении. Чем дольше миллериты старались предупредить обреченный мир, тем более «сварливыми» они становились. Сперва, моля о понимании: «Мы искренне и с любовью упрашиваем вас показать нам, где кроется наши великое зло и заблуждения, за которые вы нас осуждаете», они шаг за шагом переходят к защите: «Пресса и часть церковных кафедр с большое долей людей, кажется, объединились в одном порыве негодования, обрушившегося на наши обреченные головы, с явной целью подобным образом вымести остатки адвентизма из этого мира». Даже столкнувшись с растущим негодованием против миллеризма, адвентисты упорствовали в своей решимости работать в рамках церквей. В специальном обращении, написанном в мае 1844 г., предводители миллеритов утверждали: «И если, следуя этим путем, мы наносим обиду церквям, и они угрожают нам изгнанием, хотя мы и остаемся тихими (впрочем, если мы видит уместным разорвать наши отношения с церквями по-дружески, это может быть лучшим путем), будем исполнять наш долг, и когда мы будем изгнаны, будем спокойны, страдая из-за несправедливости». То, что в круглых скобках, было весьма поучительно – лучше уйти самому, чем быть изгнанным. Изгнание явно приближалось, и когда все другие утешения исчезли, осажденные пессемисты могли утешить себя тем, что антимиллеризм был еще одним признаком того, что их награда близка.
Будет некорректно предположить, что миллериты были просто несчастливыми жертвами бесчувственного большинства мейнстрима. Дэвид Роу нашел, что движение миллеритов было «евангелической реакцией против формализации или взросления евангелических групп». С самого начала, миллеритская проповедь была лишена расположения к духовенству. Эта часть адвентистской вести, вылившаяся во всеобщее отвержение со стороны церквей в 1840-ые, едва ли могла быть формулой приобретения друзей и пробуждения сотрудничества. Сам Миллер всегда был подозрителен по отношению к тем, кто прибавлял степень к своим именам. Он протестовал: «Церковь явно служит своему божеству Ваалу (sic!); ее учителя стремятся к тому, чтобы их называли великими именами, вроде A.B., A.M., B.D., D.D., or Rev.,[7] &c; чтобы важничать перед другими, и чтобы их называли «мастер». В 1840 он обращался к членам церкви: «Ты видишь, мой дорогой читатель, как твои служители склоняются к скупым отговоркам, чтобы обманывать тебя и кричать о мире. Но не все из них. Нет, я благодарю Бога за то, он все же оставил немногих честных служителей». Он называл своих клерикальных оппонентов: «мудрые головы», «всезнайки», «немые псы» и «рыскающие волки». Их грехами были постмилленаристская отсрочка второго пришествия и их отвержение тех, кто докучал им предостережениями о конце. В противовес этому, Миллер хвалил мирян: «Некоторые из вас будут помнить, что когда старый человек был отослан от двери клирика и кафедры в холодную зимнюю ночь, вы открыли ваши двери, дали согреться его застывшим рукам и ногам, и обогрели его безрадостное сердце вашей добротой».
Редакторы «Знамений…» присоединились к протесту без всякого промедления. Иногда они были умеренны и кротки: «В духе совершенной доброты мы спрашиваем, почему служители евангелия столь не спешат принять славное учение второго пришествия? Причины этого пробуждают в нас лишь сочувствие и милосердие». Но обычно они были резко прямолинейны. Представляя перепечатку обязанностей священнослужителей Чарльза Финнея, редакторы написали: «Спекуляции, склонность к мирскому, самолюбие, стяжательство, теплохладность, лень и медлительность в служении теперь отравляют церковь и мир». Не будучи лишенными чувства юмора, миллериты могли вызвать случайные улыбки, ожидая суда:
НАСМЕШНИК: А что, если это не произойдет в 1843 г.?
ХРИСТИАНИН: Я буду продолжать делать то же, что и сейчас, то есть терпеливо ждать, пока это и в самом деле не случится; точно зная, что оно так рядом, я могу ожидать его каждый час.
Н: Ха, ха, ха! Вы, миллериты (sic!) так и не можете выбраться из своей маленькой норки.
Х: Возможно, и так. Но скажите мне, мой дорого человек, что вы будете делать, когда оно придет?
Н: О, я рискну на этот счет. Я не верю словам про это. Все это обман, кроме того оно было найдено ошибочным нашими талантливыми проповедниками.
Х: Да, я тоже это слышал. Я каждый день слышу также и неверующих, пьяниц, светских ругателей, проклинающих и отвергающих Господне Пришествие, объявляющих его басней. Я считаю, вы можете прибавить и их свидетельства к тем, что дают ваши мирские, влюбленные в свое жалование, талантливые проповедники, и это позволит успокоить ваши страхи и умиротворить вашу совесть.
Когда служители вели честную игру, миллериты колебались нападать на церкви, к которым они принадлежали. Хотя почти каждый выпуск «Знамений…» содержал антикатолическую пропаганду, несколько целенаправленных атак было сделано и на протестантские церкви. Включение протестантов было сделано из-за их уклонения в сторону Рима. Утверждение сделанное в апреле 1842 г. предвосхищало миллеритское стремление к отделению (come-outerism): «Протестантская церковь, кажется, спешит вернуться в объятия «Матери мерзостям». В некоторых местах они уже переняли некоторые из самых отвратительных принципов и практик Римской Католической Церкви». Символично, что истово протестантские миллеритские редакторы не использовали общее «мы», когда писали о таких церквях, де факто выдавая этим сепаратизм.
Беспокойство миллеритов о протестантских церквях было двояким. Во-первых, адвентисты негодовали по поводу сектантской настойчивости в нажиме на доктринальные различия в тот момент мировой истории, когда единство должно быть предельным Во-вторых, что более важно для миллеризма, они не могли смириться с постмилленаристским подходом церквей, подходом противоречащим миллеритской истине о безотлагательности. Видный миллеритский проповедник, Исайя Литч (Josiah Litch) защищал адвентистское стремление к отделению после первого разочарования.
«Почему бы не оставить ваши собрания теперь, когда время ушло?» «Теперь нет различие между вами и нами, если мы все ищем Господа». Прямой ответ здесь, потому что мы никогда не могли, и, с Божьей помощью, никогда не сможем сидеть, слушая колыбельную песню о всемирном обращении, возвращении евреев из Палестины… Если церкви или служители думают вернуть адвентистских верующих обратно в свою паству такими учениями, они печально ошибаются.(16)
Литч заключал, что, так как служители и церкви не приняли последнее предостережение, а «Судья уже у двери», адвентистские лидеры не могут поощрять их «дорогих братьев» сохранять лояльность к их церквям.
Исайя Литч (слева) и Чарльз Фитч (справа)
Растущее напряжение между миллеритами и церквями в конце концов побудило адвентистов связать протестантов с апокалиптической блудницей вавилонской. Чарльз Фитч (Charles Fitch) возвещал новую веру наиболее энергично, но он был не один. В начале 1844 г. Миллер учил, что если папство было «матерью блудницам», значит, ее дочери-блудницы есть отступнические протестантские церкви. Также в 1844 г., адвентисткие издания начали убеждать миллеритов: «выйди от нее, народ мой». Захваченный этим новым духом отделения (come-outer spirit) один новообращенный миллерит написал: «Я был ошеломлен, с удивлением обнаружив, в каком полном беспорядке был религиозный мир, так что я невольно закричал «О, это Вавилон, и мы все в нем!». Другой миллерит осмелился сказать: «В настоящее время я чувствую, как много можно сказать в пользу полного разрыва связей с теми церквями, которые отвергли великую истину Писания о Христе, стоящем у дверей».
Уйти было не просто. Наверное, забыв предыдущие адвентистские тирады, Миллер умолял:
Дорогие братья! Мы можем спросить, во имя нашего дорого Господа, Иисуса Христа, во имя всего святого, во имя общения святых и любви к истине, почему вы отбрасываете нас, как если бы мы были еретиками? Во что такое мы поверили, что не было заповедано Словом Божиим, которое вы сами принимаете, как правило и как одно единственное правило для нашей веры и дел? Что мы сделали такого, что навлекли на себя столь ядовитые обвинения против нас как с кафедры проповедника, так и со страниц печати, и дали вам причину исключать нас из ваших церквей и общения?(17)
В апреле 1846, больше чем через год после того как Миллер был отлучен от церкви, он утверждал: «Мы следуем церковному порядку и общению как и прежде в церкви, и я думаю это слишком малая вещь, чтобы люди о ней судили».
Рассматривая свои отношения с церковью вскоре после великого разочарования в 1844 г. Миллер вспоминал: «Первое возражение, которое мои баптистские братья выдвинули против меня, было то, что я смешивал в своей проповеди все деноминации». В раскаянии он признался, что его движение стало сектантским: «Но мы недавно, братья мои, были виновны в том, что создали собственную секту, сделали то же самое, что и наши отцы, когда создавали свои. Мы, как и они, кричали: Вавилон! Вавилон! Вавилон! Против всех, и будем адвентистами» Он заключает: «Может быть, Господь простит нас!» (18).
Мечта Миллера никогда не изменилась. И хотя он раскаивался, повернуть назад уже было нельзя, он больше не контролировал движение, которое носило его имя. То, что очевидно никогда не понимал Миллер, было то, что сила его вести неизбежно отвлечет людей далеко от их церквей, объединяя их вместе в "блаженной надежде" на скоро возвращение Христа. Кроме того, эти люди, как и сам Миллер, требовали бы единства на своих собственных условиях, а именно, с условием принятия премилленаристского близкого пришествия. Пришествие Христа не могло быть договорной доктриной в их желании единства среди церквей. Когда Христос не пришел в октябре 1844, немногие из пристыженных миллеритов возвратились в свои церкви. Великое Разочарование фактически гарантировало завершение в адвентистском отделении. Но те, кто пережил кризисы отвержения и разочарования, должны будут теперь учиться справляться с неопределенной задержкой пришествия, сохраняя "пришествие рядом" как продолжающийся символ их апокалиптической идентичности.
Литература
1. Signs of the Times. November 16, 1840.
2. Charles Fitch, Come Out of Her, My People (1843), pp. 12, 13, 19.
3. David Arthur, "Millerism" in Rise of Adventism, ed. Edwin S. Gaustad (1974), pp. 157-158.
4. Signs of the Times, May 3, 1843
5. Ibid., July 14, 1843.
6. Sylvester Bliss, Memoirs of William Miller (1853), p. 90.
7. Miller's Works, ed. by Joshua V. Himes, Vol. II (1841), p. 113.
8. Fawn M. Brodie, No Man Knows My History (1946), p. 101.
9. Ernest K Sandeen, The Hoots of Fundamentalism: British and American Millenarianism 1800-1930 (1970) p. 53.
10. David M. Ludlum, Social Ferment in Vermont: 1791-1850 (1939), p.259.
11. Signs of the Times, February 14, 1844.
12. Bliss, Memoirs of William Miller, p. 170.
13. Cited in John Loughborough, The Great Second Advent Movement (1905), p, 178.
14. Signs of the Times, October 12, 1842,
15. Ibid, April 6, 1842
16. Advent Herald, July 24, 1844.
17. Joshua V. Himes. ed. A Brief History of William Miller (1915), p. 228.
18. Ibid., p. 257.
[1] К сожалению, переводя статью, я не смог подобрать подходящего русского аналога для английского come-outer, поэтому я прошу прощения за то, что мой заголовок не передает всех оттенков смысла.
[2] Церковь прямых последователей Миллера, которая берет свое начало из Albany Conference. В наше время насчитывает около 25 000 человек.
[3] Ray Allen Billington – Известный американский историк. Думаю, автор статьи отсылает нас к его работе The Protestant Crusade 1800-1860: a study of the origins of American nativism
[4] Break the Pope's Neck - Семейная игра, популярная в конце 18- первой половине 19 в в Америке. В общих чертах напоминала игру в фанты.
[5] Согласно мормонскому учению Дж. Смит получил Книгу Мормона в виде текста, записанного на золотых пластинах.
[6] Fawn M. Brodie – историк, автор одной из наиболее известных работ по истории мормонизма.
[7] A.B. - Artium Baccalaureus, бакалавр искусств – распространенная начальная академическая степень, A.M. - Artium Magister (master's degree), степень, получаемая теми, кто проучился на один или два года больше бакалавра , B.D. - Bachelor of Divinity, бакалавр богословия, D.D. - Doctor of Divinity, доктор богословия, Rev.