просмотров: 10993 | Для Адвентистов седьмого дня
В октябре 1844 г. почти одновременно произошли два события, предначертавшие будущее мышления адвентистов. Первым было «Великое Разочарование», вторым был выход провокационной работы «Следы естественной истории творения», написанной анонимным автором из Шотландии, которая оказала влияние на богословские и научные взгляды будущего адвентизма.
«Следы…» стали отправной точкой современных дебатов об эволюционном происхождении и исторической геологии, которые сейчас время от времени захватывают адвентисткие научные круги. [1] Если обратиться к публикациям Advent Review and Sabbath Herald викторианской эпохи, становится ясно, что ранние адвентисты не особенно интересовались спорами о небулярной гипотезе происхождении солнечной системы или «прогрессивной естественной историей», описанной в этой книге. Тем не менее, эта книга подняла шум по обе стороны Атлантики.[2] Когда ее прочитал Самуэль Босанкет, богатый адвокат и любитель науки, он расценил ее как знак того, что «мир подходит к своему концу». В отличие от Уильяма Миллера, его видение конца мира основывалось не на книге Даниила, а на предчувствии всеобщего отступничества, которое должно начаться в 1840-ые. Он осудил «Следы…» в своем трактате, выпущенном в 1845 г., связав его с «разрастающимся классом философствующих женщин, опасно восприимчивых к книгам, сулящим им новые знания».[3]
Review and Herald не обсуждало «Следы…» вплоть до 1940-х.>[4] В это время «Следы…» с их независимой аргументацией и широкими аналогиями выдержали множество переизданий в Америке, пока не утратили свою заманчивость. Одной из их захватывающих особенностей была неясность, кто на самом деле является автором. Видимо, автору было что скрывать, или он просто боялся обвинений в гетеродоксии. Спекуляции на тему авторства только добавляли интереса к работе. Ходили слухи, что книга была написана самим Принцем Альбертом, мужем королевы Виктории. Некоторые считали автором писательницу Катерину Кро, френолога Джорджа Комба, астронома Джона Прингла Николя. Преподобный Адам Седжвик считал, что эту «грязную книжонку» написала Ада Лавлейс. Чарльз Бэббидж, создатель вычислистельной машины и философ Александр Бэйн также попадали под подозрения. Наконец, в 1884 г. выяснилось имя настоящего автора – им был шотландский издатель Роберта Чамберс. Вероятно, Чамберс надеялся, что его небольшая книжка побудит читателей, особенно людей науки к защите более смелых взглядов на развитие жизни.
«Следы…», быстро ставшие бестселлером, пытались объяснить происхождение жизни естественными законами, вырастающими из «химико-электрических» процессов. Автор спорил с тем, что «Божество изначально задало свойства материи, и что все порождения природы есть результат этих свойств». Все усложнающиеся ископаемые, начиная с простейших и кончая более сложными организмами укладывались в эту гипотезу (позже названную эволюцией). «Следы…» приобрели широкий круг читателей и выдержали более двадцати переизданий в США, еще больше экземпляров было продано в Великобритании. Вольнодумец Авраам Линкольн полностью прочел книгу (что он делал не часто), после чего стал «горячим сторонником этого учения».[5]
Чарльз Дарвин впервые прочел рекламу «Следов…» в Times или в Athenaeum. Он сделал памятку о том, что эту книгу нужно прочесть, и записал имя издателя и цену в свою записную книжку. После прочтения книги в библиотеке Британского музея Дарвин понял, что его обошли. «Следы…» защищали естественный порядок происхождения видов, систематизировали естественную причинную обусловленности и выводили универсальный закон. Дарвин начал дистанциализироваться от этой книги, которую он так и не купил. Обзоры, появлявшиеся в прессе, позволили Дарвину уточнить его собственную теорию. Например, «Следы…» использовали упрощенную теорию для объяснения того, как новые органические формы жизни происходили от прежних (то есть, естественный отбор), не учитывая промежуточных стадий. Несмотря на авторитет Дарвина, его собственная книга «О происхождении видов» сильно отстала от продаж «Следов…». По всем параметрам «Следы…» были сенсацией, подпитываемой взрывом ее популярности.
В то время, когда появилась книга Дарвина, адвентисты, как и остальные христиане, были готовы отвергнуть все, что не было созвучно тому, что говорило о происхождении Священное Писание. Большинство верило, что Сотворение, Грехопадение и Потоп были определяющими моментами в физической истории мира. Ранняя наука и Писания особенно не противоречили друг другу. Старшее поколение «геологов», состоявшее в основном из клириков, пыталось обнаружить свидетельства Вселенского Потопа.
Постоянные возражения со стороны геологии стали получать огласку среди адвентистов. Для подтверждения того, что Библия все еще является твердой скалой, Елена Уайт была перенесена в видении назад в самое начало недели творения. Она убедила своих последователей что все, ею увиденное, полностью совпадало с библейским рассказом, и жизнь на земле появилась около шести тысячелетий назад. С тех пор жизнь на земле стала затухать, а вовсе не эволюционировать, как утверждали некоторые геологи. Человечество и животный мир были более могучими и большими по размерам при их сотворении. Затем, из-за последствий греха, человек стал устойчиво деградировать, уменьшаться физически и терять «жизненную силу». Смешение людей и животных вызвало великое разочарование Творца. Почему-то его творение отбилось от рук. С философской точки зрения Елена Уайт была тем, кого сегодня называют «дегенерационистами». Грех поместил человечество прямо на путь исчезновения и, поэтому, а не по какой-то иной другой причине Христос должен был скоро прийти.
Появление жизни и последующие увядание человечества, вызванные «низким преступлением смешения» пробудило Божий гнев и вызвало Потоп. Все виды животных, которые создал Бог, были сохранены в ковчеге. Смешанные разновидности, которые не создавал Бог … были уничтожены потопом.[6] В своем видении она увидела, что:
«Адам, вышедший из рук Создателя, был высокого роста и обладал прекрасным симметричным телосложением. Он был более чем вдвое выше современных людей и был хорошо сложен. Черты лица его были совершенны и прекрасны. Цвет его лица не был ни бледным, ни болезненным, но имел здоровый румянец, отдающий богатым оттенком здоровья. Ева была не столь высока, как Адам: ее голова была немного выше его плеч. Она также имела совершенную благородную осанку и была очень красива»[7]
Используя это описание, физиолог может приблизительно прикинуть вес и площадь тела Адама. Человек высотой в двенадцать футов будет в восемь раз более массивен, чем человек ростом в шесть футов, и иметь в четыре раза большую площадь кожи. Адам и его непосредственные потомки должны были весить около тонны каждый. Так же, по подсчетам младоземельных креационистов Джона Виткомба и Генри Морриса, население земли непосредственно перед Потопом (то есть, спустя 1656 лет после сотворения мира) превышало миллиард. Допотопные люди также имели огромную продолжительность жизни.[8]
Елена Уайт предсказывала, что останки этих огромных людей обязательно будут найдены:
«Бог так распорядился, что эти люди, животные и деревья, во много раз превышающие то, что ныне есть на земле, и другие вещи, вроде их военного снаряжения, должны быть похоронены в земле со времен потопа, и сохранены как доказательства того, что обитатели старого мира погибли под потопом. Бог предусмотрел, что открытие этих вещей в земле должны укрепить верую людей в богодухновенную историю»[9]
В это время геологи и палеонтологи находили великое множество разнообразных останков незнакомых гигантских рептилий. Термин «динозавр» был придуман в 1842 г. Ричардом Оуэном для окаменелостей огромных исчезнувших рептилий. Елена Уайт верила, что среди этих окаменелых костей животных есть и человеческие кости, поэтому она написала: «Поскольку кости человеческих существ и животных, найденные в земле, намного больше костей животных и людей, живущих ныне или много поколений назад, некоторые заключают, что наш мир древнее, чем сказано в Писании, и задолго до библейской даты сотворения был населен народом, намного превосходящим в размерах людей, живущих ныне на земле».[10] Согласно геологам, веривших в потоп, разнообразие странных окаменелостей на земле свидетельствует, что «смешанные виды», превышали своим числом изначально созданные Богом виды, которые были сохранены в ковчеге.
Возможно, вы встречали адвентистов-креационистов, которые верят, что динозавры, признанные Еленой Уайт «смешанными видами», жили одновременно с людьми до Всемирного Потопа. Пытаясь подтвердить эту спекуляцию, некоторые заявляли, что видели человеческие следы рядом со следами динозавров в русле реки Палукси в Техасе. К сожалению, эти «человеческие следы» рядом с отпечатками ступней динозавров с тремя пальцами не выдержали научного испытания и в последние годы они в большинстве своем не признаются наиболее информированными креационистами.
В общих чертах, адвентизм, начиная со своих ранних лет, сопряженных с публикацией «Следов…», продолжает с догматической уверенностью отвергать теорию эволюцию перед лицом все более увеличивающихся фактов в пользу эволюции, основанных на биологических и геологических свидетельствах. Церковь устойчиво не приемлет научные доказательства существования как минимум пяти главных периодов вымирания жизненных форм в «кажущейся долгой истории жизни», происходивших из-за изменений климата и уровня моря. И каждый такой период порождал множество новых видов. Палеонтологическая теория точно определила, что эволюция от рыбы до земноводных произошла в Девонский период. Останки млекопитающих на находятся ранее, чем в палеозойской страте с ее трилобитами, криноидами и кораллами. Динозавры впервые замечены в окаменелостях, датированных «миллионами лет назад» и исчезли внезапно, что определено с помощью различных методов датировки. Кости динозавров не смешивались в геологических слоях с костями людей или с исчезнувшими видами млекопитающих, вроде лошадей с тремя пальцами, короткошеими жирафами или мамонтами.
Хотя наш разум не являются совершенным инструментом логики и доказательства, образованные адвентисты, которые пытаются разобраться со свидетельствами ископаемых, могут почувствовать разницу между реальностью и ожиданиями. Начиная со «Следов…», можно увидеть эту разницу между радикальной наукой и метафизикой. Многие хотят просто подождать и увидеть результат накопления знаний. Причину этого сомнения, с которыми мы сталкиваемся, описал Стивен Пинкер: «Вопрос не в том, что человеческая природа должна быть исчерпывающим образом объяснена с помощью научного изучения мышления, мозга, генетики и эволюции, но в том, что мы собираемся делать с этими знаниями. Каково будет влияние на наши идеалы равенства, прогресса, ответственности и ценности каждого человека?»[11] А голоса со стороны крайней оппозиции, которые бросают тень на науку, пытаются дискредитировать окаменелости и иногда даже настаивают, что у эволюции нет ни единого доказательства, в конце концов окажутся в той самой ситуации, когда «если у кого-то нет доказательств, он все равно обладает правом говорить, но лишается права быть услышанным»[12]
Джо Вилли
Получил степень по неврологии в Университете Калифорнии, преподавал в Медицинской школе Лома-Линда и университете Ла Сьерра. Занимался исследованиями вместе с нобелевским лауреатом сэром Джоном Екклисом в Нью-Йоркском Университете, и Институте Исследований Головного Мозга в Лос-Анлжелесе.
Vestiges of the Natural History of Creation
[1]Оба вопроса волновали общество на протяжении вков. См. Jonathan Kirsch. A History of the End of Time. (San Francisco, CA: Harper. 2006.), и Lynn Barber. The Heyday of Natural History 1820- 1870. (Garden City, NY: Doubleday & Co., Inc. 1980.) Джон Уэсли, основатель методизма, который сильно повлиял на адвентизм, верил, что мир природы устроен в соответсвии с разделением на различные организмы. Его концепция «цепи бытия» основывалась нас идеях широкого круга мыслителей от Аристотеля до Джона Лока. Елена Уайт также разделяла эту идею. Исторически «Цепь Бытия» можно рассматривать как предшественницу теории эволюции. См. J. W. Hass, Jr. John Wesley’s Vision of Science in the Service of Christ. Journal of the American Scientific Affiliation. December, 1995. стр. 234.
[2]Ronald L. Numbers. Aggressors, Victims, and Peacemaker. In Harold W. Attridge. The Religion and Science Debate: Why Does it Continue. (New Haven, CN: Yale University Press. 2009), стр. 27.[3] James A. Secord, Victorian Sensation; The Extraordinary Publication, Reception, and Secret Authorship of Vestiges of Natural History of Creation (Chicago: University of Chicago Press. 2000), стр.13.
[4]William A. Spicer, No. 1. New Issues in the Great Controversy. Advent Review and Sabbath Herald. February 1, 1940. Vol. 117(5):7.
[5]Secord, Victorian Sensation, стр. 38.
[6]Ellen G, White, Spiritual Gifts, Vol. 3 (Battle Creek, MI: Steam Press of the Seventh-day Adventist Publishing Assn., 1864), стр. 75.
[7]Ibid., 3:34.
[8]John C. Whitcomb, Jr., and Henry M. Morris, The Genesis Flood: The Biblical Record and Its Scientific Implications(Philadelphia, PA: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1965), стр. 27.
[9]White, Spiritual Gifts, 3:95.
[10]Ibid., 3:92-93.
[11]Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. (New York, NY: Penguin Putnam, Inc., 2002), p. 135.
[12]Mott T. Greene. "Genesis and Geology Revisited: The Order of Nature and the Nature of Order in Nineteenth-Century Britain.” In David C. Lindberg and Ronald L. Numbers. (eds.). When Science and Christianity Meet. (Chicago, IL: The University of Chicago Press. 2003), стр. 149.