просмотров: 7890 | Для Адвентистов седьмого дня
Американское антиэмигрантское движение, известное как нейтивизм (nativism), имело в своем развитии три этапа.
1. Антикатолический - 1840-1850 гг. при котором основным объектом неприязни были ирландцы -католики
2. Антиазиатский – 1870-1920 гг., направленный против китайцев, японцев и филлипинцев.
3. Против всех вообще. С 1920-1924 г. Закончился принятием жесткого закона об эмиграции.
Нас интересует именно первый период развития нейтивизма, так как адвентизм появился именно в тот исторический момент, когда антикатолические настроения достигли своего пика. Первые адвентисты глубоко прониклись аниткатолическими идеями этого периода и сохранили их в своей эскхатологии.
Хотя антикатолицизм в Северной Америке уходит своими корнями еще во времена противостояния Британской Империи и европейских католических государств, боровшихся за колониальные территории, всплеск антикатолических настроений в середине 19 века был обусловлен волной эмиграции из Ирландии. Предшествующий период в Ирландии сформировал ряд предпосылок для массовой эмиграции населения – это было разделение Манчестера и Ольстера, ликвидации клановой системы, обезземеливание крестьян, демографический взрыв. Однако решающим фактором был страшный голод, вызванный вспышкой фитофтороза – грибковой болезни картофеля, уничтожавшей урожаи основного продукта питания ирландцев.
В результате за несколько лет в Северную Америку выехало около миллиона ирландцев католиков, спасавшихся от голода.
Такой наплыв обездоленных эмигрантов поверг американское протестантское общество в глубокий шок. Боясь реальных и мнимых опасностей со стороны ирландцев католиков, протестанты начали активно сопротивляться. По Америке прокатилась волна антикатолических бунтов, из которых самым известным был «библейский бунт» - волнения, вызванные слухом о том, что ирландцы хотят воспрепятствовать изучению Библии в американских школах.
Произошел он как раз в 1844 г. (сакральная для адвентистов дата).
«Библейский бунт» в Филадельфии
Ирландцы вызывали у коренного протестантского населения стойкую неприязнь. На любой из множества нейтивистских карикатур того времени ирландца можно было узнать по характерному обезьяньему лицу, толстому брюху и агрессивному поведению.
Характерные изображения ирландцев
Часто нейтивисты любили сравнивать ирландских женщин со своими соотечественницами.
Эмигранты отбирали ресурсы, которые могли бы принадлежать коренному населению, и отправлял их на свою обнищавшую родину.
Эмигранты агрессивно вели себя по отношению к местному населению, пьянствовали и грабили честных людей.
И естественно, за наплывом этих людей, по мнению протестантов-нейтивистов, стояло ни что иное, как экспансия Римского католицизма.
Набрав достаточную силу, эмигранты, католики, согласно опасениям нейтивистов, должны были установить в протестантской Америки свои порядки
устранить отделение государства от церкви.
Лишить американский народ его свободы, подчинив Риму
Разрушить политическую систему
Все эти опасения в той или иной форме нашли свое отражение в популярной адвентистской эсхатологии, основной темой которой является роль католицизма, как апокалиптического Вавилона, в последних событиях, и США, которые должны попасть под власть папства.
У любого человека, который начинает изучать адвентистскую эсхатологию, складывается стойкое впечатление, что аргументацию, которая должна подтверждать основные тезисы адвентисткой эсхатологии, долго и упорно тянули за уши и заталкивали туда, куда она упорно не хотела становиться. Так обычно бывает, когда прежде чем начать исследование уже заранее знают, какой результат нужно получить в итоге. Это чувствуют и сами адвентисты, только они не знают, что было на уме у тех выдумщиков, которые формировали антикатолический церковный мейнстрим, и какой результат они хотели получить. Этот ключевой момент не нужно долго искать – это ни что иное, как нейтивизм.
Комлев Алексей