Богословие и жизнь


Регистрация
ФОРУМ | ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ | ГЕНЕРАТОР ПРОПОВЕДЕЙ

просмотров: 4174 | Музей истории сайта

Напечатать

Гравюра «Путь жизни»: предвестие Миннеаполиса?


Гравюра «Путь жизни»: предвестие Миннеаполиса?

Вудро Уидден, Ph.D., профессор, Университета Андрюса, Берриен Спрингс, Мичиган

 

 Путь жизни  Картина под названием «Путь жизни» была впервые показана Джеймсу Уайту доктором М.Г. Келлогом приблизительно в начале 1870-х гг. [1]. Ее настоящий автор неизвестен, но Джеймс Уайт был настолько впечатлен этим «живым изображением плана спасения», что уже в 1874г. картина была опубликована и представлена в журнале «Ревью энд Геральд» в качестве «аллегории, наглядно представляющей путь жизни и спасения через Иисуса Христа, ведущий от потерянного рая к раю восстановленному»[2]. Двумя годами позже, в 1876 г., была опубликована тысяча копий нового улучшенного издания, к которому прилагалась брошюра с разъяснениями [3].   

   Самой поразительной особенностью литографии 1876 года является центральность положения десяти заповедей, висящих на ветвях «древа закона». И хотя Крест также хорошо виден, он не выделяется так сильно, как заповеди. Несколько лет спустя Джеймс Уайт начал работать над созданием другой картины, с иными акцентами. В марте 1880 г. он пишет Елене Уайт: «У меня есть набросок … новой картины «Вот Агнец Божий». Она отличается от «Пути жизни» следующими деталями: древа закона нет, а вместо него в центре расположен Крест. Размер его больше, чем на предыдущей картине. Остальные детали примерно такие же, только сцена крещения и вид города будут значительно улучшены» [4].

   В течение всего оставшегося 1880 г. и начала 1881 г. Джеймс Уайт работал над этим новым и улучшенным вариантом. Он значительно расширил свой проект, напечатав картину для распространения в других странах и опубликовав книгу-разъяснение в новой редакции. Джеймс Уайт планировал назвать эту картину «Христос - Путь жизни. От рая утерянного к раю восстановленному».

   Однако Джеймс Уайт скончался 6 августа 1881г., не завершив проект. С помощью своих сыновей Елена Уайт закончила дело мужа и в 1883 г.  получила авторское право на стальную гравюру. В центре новой картины был изображен Христос на кресте как доминирующий центр плана спасения.

 

Путь жизни

 

(надпись под иллюстрацией на с.10 «Путь жизни. От рая утерянного к раю восстановленному»)

 

Путь жизни

 

(надпись под иллюстрацией на с.11 «Христос - Путь жизни»)

 

С чем связаны такие изменения?

   Что именно заставило Джеймса Уайта двигаться в сторону центральности Креста при создании этого впечатляющего произведения «адвентистского» искусства?

   Хотя в переписке Джеймса и Елены Уайт нет прямых указаний на связь между внесением коррекций в картины «Путь жизни» и изменением их теологических взглядов, все же в период с 1876 по 1883 гг. в их мышлении произошли существенные и глубокие перемены, предполагающие наличие такой связи.

   До 1883 года Елена Уайт мало что могла добавить, что касается богословских акцентов, к теме оправдания по вере. Для нее оправдание явно было «помилованием» и «прощением», но  в 1880-ые годы она начинает фокусировать внимание на более «лютеранском» (то есть, "одной только верой") понимании оправдания по вере.

   И действительно, первая публикация Елены Уайт, связывающая оправдание и Лютера, появилась 31 мая 1883 г. в журнале «Знамения времени». Вероятно, такое понимание оправдания явилось следствием работы над 4 томом «Духа пророчества» (издан в 1884 г.), предшествовавшим ставшей классикой «Великой борьбе» (1888 г.). Эта книга освещает движение Реформации и деятельность Лютера в рамках историко-провиденциальной интерпретации «великого противостояния между Христом и сатаной».

   Помимо ее работы о Реформации, в этот период в служении и опыте Елены Джеймса Уайт имели место и три других важных тенденции, о которых необходимо упомянуть.

   Во-первых, в эти годы Елена Уайт столкнулась с острой конфронтацией со стороны поборников «спасения по вере и только по вере», которые обвиняли адвентистов седьмого дня в стремлении заслужить спасение соблюдением закона. Возможно, самым ярким тому примером является случай, произошедший во время путешествия Елены Уайт из Сан-Франциско в Орегон  летом 1878 г. Тогда она услышала, как некий пастор Браун публично заявлял, что «ни один человек не сможет соблюсти Божий закон» и что «ни один человек не попадет на небо посредством соблюдения закона». Затем он сказал, что «Миссис Уайт учит лишь о законе; она верит, что мы спасемся соблюдением закона, и что никто не может спастись, не соблюдая закон. А я верю во Христа. Он мой Спаситель». [5]  

   Она быстро поправила говорящего, объяснив, что он «превратно» рассуждает о ее позиции. Такие вызовы, несомненно,  оттачивали ее собственное понимание того, что значит "верить". Исторически так складывается, что ничто так не способствует прояснению теологических понятий, как ересь - мнимая или действительная!

   Во-вторых, Елена Уайт, похоже, ощущала, как законничество проникает в ряды церкви адвентистов седьмого дня, и что концентрация на послушании и соблюдении закона во многих случаях затмевает уверенность в Божьем принятии (это касалось, в том числе, и адвентистских проповедников). Возможно, наиболее явным выражением этого беспокойства были слова Елены Уайт на сессии Генеральной конференции в г. Бэтnл-Крик в 1883 г. В действительности, я бы даже сказал, что эта конференция 1883 года была для Елены Уайт богословским «Миннеаполисом» за пять лет до исторической сессии. Она была глубоко обеспокоена по поводу складывающейся ситуации.

   Е.Уайт говорила: «Я слышала такие свидетельства: «У меня нет того света, которого я жажду», «У меня нет уверенности в Божественном одобрении». Подобные свидетельства выражают лишь неверие и пребывание в темноте. Ожидаете ли вы, что ваши заслуги помогут снискать Божье благоволение, и что прежде чем довериться Его спасающей силе, вы сначала должны освободиться от греха? Если борьба такого рода происходит в вашем сознании, то боюсь, вы не обретете силы, и в итоге разочаруетесь…».

   "Некоторые, как мне кажется, чувствуют, что они должны пройти испытание и должны доказать Богу, что они достаточно изменились, чтобы претендовать на Божьи благословения… Иисус же хочет, чтобы мы приходили к Нему, какие мы есть: грешные, беспомощные и зависимые. Мы притязаем на звание детей света, а не ночи и тьмы; какое право мы имеем не верить? [6].

   В-третьих, можно предположить, что этот сильный акцент на оправдании на сессии в Бэттл Крике в 1883 году был частично следствием перемен в образе мышления Джеймса Уайта. Изменения, внесенные им в картину «Путь жизни», свидетельствуют, что его опыт незадолго до смерти оказал глубокое влияние на его супругу. [7].

   В начале 1881 года Джеймс Уайт начал осознавать, что церковь неосознанно двигается в опасном направлении. Он засвидетельствовал перед читателями Ревью о «невыразимой тоске своей души по Иисусу» и настойчиво призывал служителей «больше проповедовать о Христе». Затем он выразил намерение изменить акцент своей вести: «Мы чувствуем, что у нас есть о чем свидетельствовать людям в наше время, - об удивительном характере Христа и Его желании и силе спасать» [8]. Рвение Джеймса не осталось незамеченным. Один его известный коллега-служитель позже писал: «Где бы он ни проповедовал за последние несколько месяцев, он все время говорил о вере во Христа и безграничной Божьей любви»[9].

   Это явно повлияло и на Елену Уайт: спустя месяц после его смерти она в письме своему сыну Уильяму рассказала о сне (речь идет об обычном сне, - прим. пер.), в котором, по ее словам, Джеймс сказал ей: «Мы допустили ошибку. Мы отвечали согласием на настойчивые просьбы наших братьев посетить важные собрания. Нам не хватало мужества отказывать... Но мы годами могли  делать великие дела с помощью писчих перьев, передавая людям свет, который им нужен и которым мы обладаем; свет, который мы можем им показать и которого нет у других…» [10].

   Выступая перед студентами библейских курсов Генеральной конференции в г. Бэттл-Крик в начале 1890 г., Елена Уайт вспомнила об обещаниях, которые она дала у смертного одра мужа, - выполнить свой долг, включающий в "нашу работу элемент, которого не было ранее" [11]. То, что этот «элемент» относился к оправданию по вере, исходило из самой направленности библейских курсов: они проводились после сессии Генеральной конференции 1888 года в Миннеаполисе с целью распространения более ясного понимания оправдания по вере. Более того, именно в рамках этих курсов Е.Уайт сделала одни из своих самых важных заявлений об оправдании по вере[12].

 

Глубокие теологические изменения

   Таким образом, изменения на гравюрах «Путь жизни» явились не просто художественной ретушью, но отразили глубокую переориентацию теологических взглядов и служения Джеймса и Елены Уайт. Эти перемены нашли свое наиболее яркое выражение на сессии в Миннеаполисе и после нее.

   Для Елены Уайт возвышение Креста Христова и возрожденный акцент на оправдании по вере не были побочным интересом или богословской диковинкой, но самым седцем великого адвентистского провозвестия. По всей видимости, существовала прямая связь между богословскими сдвигами в мышлении супругов Уайт, имевшими место в период, когда вносились изменения в гравюры Путь жизни, и ожиданием ими великого возрождения. Такое возрождение христоцентричной проповеди должно было осветить землю своей славой в контексте провозглашения трехангельской вести из 14 главы книги Откровение.

   Также очевидно, что вопросы, отраженные в картинах «Путь жизни», впоследствии должны были выйти на первый план во время кризиса на сессии в Миннеаполисе и в полемике, развернувшейся после нее. Для Джеймса и Елены Уайт эти изменения были вызваны не просто обеспокоенностью по поводу недостатка благочестия в жизни адвентистов или отсутствия милосердия в богословской дискуссии;  их действительно беспокоили эти вопросы. Но они также осознавали, что адвентистская проповедь недостаточно христоцентрична и что неправильное понимание оправдания по вере препятствовало работе «позднего дождя» и наступлению времени «громкого клича».

 

1. "История картин Путь жизни" (автор не указан) - это архивный документ, который можно получить в Центре исследования трудов Е.Уайт. В следующих трех параграфах сжато изложено содержание данного документа.

2. Review and Herald, Feb. 17, 1874.

3. Согласно L. E. Froom, "25,000 гравюр было изготовлено для дальнейшего распространения" (Movement of Destiny  [Washington, D.C.:Review and Herald Pub. Assn., 1971], p. 183).

4. James White letter, Mar. 31, 1880.

5. Signs of the Times,  July 18, 1878.

6. Эти слова были обращены к делегатам Генеральной конференции и опубликованы в Review,  Apr.

22, 1884.

7. В этой части я полагаюсь на неопубликованное исследование Берта Галовияка Bert Haloviak, From Righteousness to Holy Flesh: Judgment at Minneapolis,  especially chapter

1."Centrality of Justification."

8. Review and Herald,  Feb. 8, 1881.

9. Ibid.,  Aug. 30, 1881.

10. Ellen G. White letter 17, Sept. 12, 1881.

11. Ellen G. White manuscript 9, Feb. 3, 1890.

12. Especially manuscript 36,1890, which is included in the EllenG. White compilation Faith and Works (Nashville:Southern Pub. Assn., 1979), pp. 15-28.

 

 


29 мая 2009


Другие новости по теме:

  • Выброс неформата
  • Елена Уайт в стиле диснеевских мультиков
  • Учение о «Закрытой Двери», которое Е.Уайт никогда не оставляла
  • Учение о «Закрытой двери» и причастность к нему Елены Уайт
  • Монтан и Е.Уайт
  • «Дух Пророчества»
  • Елена Уайт и изображения "небесных существ"

  • Комментарии

    #1 Da (13 октября 2009 23:03)
    А ведь Уайт свидетельствовала, что уже 40 лет говорила тоже, что и вестники 1888г. fellow




    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Имя:*
    E-Mail:
     
    Вопрос:
    Сколько дней в неделе?
    Ответ:*
    Введите код: *




    Адвентисты седьмого дня
    Христианские новости
    Библеистика
    История церкви и христианства
    Церковная жизнь
    Проповеди
    Блог
    Публикации друзей нашего сайта

    Если Вы хотели бы сообщить об ошибке в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
    Remote_NewsBlock loading...


    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru